Профессия судомеханик: основные плюсы и минусы

Профессия судомеханик: плюсы и минусы

Морским и речным суднам необходимы специалисты для обслуживания энергоустановок, силовых агрегатов и электроники. Для таких задач в экипажи набирают судомехаников. Благодаря их труду исправно работают все бортовые системы. Профессия по-своему интересная, дающая немало ценностей и знаний, но одновременно чреватая трудностями и испытаниями.

На ком судно держится

Под судовым механиком понимается технический специалист, обслуживающий рабочие установки и элементы судна. В его зоне ответственности:

  1. Судовые двигатели.
  2. Вспомогательные системы (смазки, охлаждения и иные).
  3. Дизельные генераторы (при наличии).
  4. Иная судовая техника.
  5. Документация на все перечисленное выше.

Основная задача – поддержание исправности и надлежащего состояния всего судового оборудования. Обязанности такого работника сводятся к выполнению ряда функций:

  • Эксплуатация и контроль работы вверенной техники.
  • Регулярное обслуживание всех приборов.
  • Проведение ремонтных работ, поиск и устранение неисправностей.
  • Соблюдение техники безопасности при работе с устройствами.
  • Настройка оборудования под национальные и международные стандарты функционирования.
  • Ведение журналов, сверка и обновление документов.

Основным рабочим местом выступает машинное отделение судна, где располагаются двигатели и обслуживающие их системы. При этом по команде руководства механику предстоит трудиться в любой части корабля. В составе экипажа, как правило, несколько судомехаников. Дежурят они по очереди, вахтой по несколько часов. В экстренных ситуациях привлекаются все сотрудники до единого человека.

Судомеханик на работе

Среди судомехаников имеется ранговая система. Главным среди них выступает старший механик, ниже по статусу идут 2-й, 3-й и 4-й механики. Дополнительно в их составе может числиться электромеханик, целенаправленно занятый работой с электроникой и электроприборами.

Преимущества профессии

Судомеханик – кладезь ценных знаний, необходимая для исправной службы судна. Знаток технических приборов и схем не пропадет нигде.

  • Спрос на рынке труда. Любому оснащенному силовыми и электрическими установками водному транспорту необходим такой специалист. Данная профессия распространена не повсеместно, и судовые компании всегда ищут новых работников. Мировая экономика сильно зависит от морских перевозок, и труд механиков всегда в цене. Ответственный и прилежный умелец всегда найдет работу по своему профилю.
  • Полезные умения. Навыки судомеханика пригодятся в разных направлениях. Опыт работы с энергосистемами и электроникой ценится на промышленных предприятиях, в проектировочных организациях. Также набор знаний такого человека позволит освоить множество иных областей технических наук и получить новую квалификацию.
  • Путешествия. В дальних морских рейсах экипажи посещают дальние уголки своей страны и зарубежья. У механиков в составе команды неплохие шансы побывать в крупных заграничных городах, увидеть мировые достопримечательности, чудесные творения дикой природы, других людей с уникальной культурой. Также за рубежом можно укрепить личные познания местных языков и национальных особенностей.
  • Отпуск. После долгих рейсов по водным просторам экипажу полагается не менее продолжительный отдых. Регулярная передышка после работы может длиться от 2 недель до нескольких месяцев. Суммарное время отпуска может достигать до полугода – достаточно для восполнения сил, дополнительной работы или обучения новому.
  • Неплохие заработки. Доказав свою компетентность, судомеханик может рассчитывать на солидную оплату труда. На крупных суднах и в долгих рейсах вознаграждение намного выше. Помимо основной занятости, человек может подрабатывать починкой и наладкой технических устройств, ведь уровень подготовки вполне это позволит.
  • Полная вовлеченность в процесс. В большинстве случаев судомеханики заняты починкой, сборкой или разборкой корабельных приборов и агрегатов. Их рабочее место – своеобразная мастерская, где мало кто вмешивается в их повседневную жизнь. Отличный выбор для технических специалистов, желающих работать с наименьшим контролем и давлением окружающих.

Работа судомеханика

Недостатки

Любая профессия имеет негативные моменты. Должность судомеханика предполагает определенные потери и сложности.

  • Обучение. Распространена специальность не повсеместно. Подходящее учебное заведение встречается не в каждом городе и стоит довольно дорого. Поиск и зачисление в ряды обучающихся повлечет затраты финансов и времени. Предстоит обрасти твердыми знаниями и быть уверенным в своих силах, чтобы поступление на учебу успешно совершилось.
  • Нестандартный график. Рейс судна может затянуться на неопределенный срок, отчего сложно однозначно планировать личное время. В случае серьезной поломки времени на передышку и отдых почти нет. Независимо от графика дежурств и выделения свободных часов придется принять, что рабочий день – круглые сутки.
  • Подходит не всем. Судомеханик – это большая ответственность. Малейшая ошибка грозит вывести транспорт из строя. От работника потребуется знание всех должностных регламентов, понимание работы всех устройств, готовность все починить и исправить в любое время суток. Он должен быть готов к тяжелому физическому и интеллектуальному труду, что под силу не каждому человеку.
  • Вред здоровью. Работа с энерготехникой в замкнутом пространстве опасна для организма. Горюче-смазочные материалы испортят дыхательную систему. Необходимость таскать тяжести в неудобных положениях негативно отразится на спине и суставах. Ночные дежурства собьют с режима дня и утомят работника.
  • Вдали от дома. Пока судно не вернется на базу, судомеханику сложно его покинуть по своей воле. На время вахты оно станет его новым домом, а экипаж – своеобразной семьей. Судомеханику придется забыть о личных делах и целиком включиться в жизнь его корабля. Это непростое моральное испытание, и к нему стоит быть готовым.

Тяжелая работа судомеханика

Выводы

Судомеханик – полезная и увлекательная работа. Опыт работы с морской техникой ценится и на берегу, отчего не возникнет проблем с составлением резюме. Дисциплинированным и ответственным работникам морские экипажи всегда рады.

Но от такой работы невозможно отстраниться, отделить ее от личной жизни. Пока судно находится на воде, судовой механик всегда в работе, постоянно занят рабочими делами. Техническое состояние транспорта целиком зависит от такого специалиста, и даже после сдачи вахты ему не уйти от ответственности за безопасность судна и экипажа.

Награда за труд щедра, но также высоки и критерии: физическая сила, твердые знания, острый ум, выдержка и неплохая интуиция. Без них судомеханику придется тяжело, и долго он не продержится.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *