Согласно древнегреческой мифологии, бог Аполлон в Дельфах построил храм. Древние греки верили предсказаниям жрецов: они вещали от имени божества. По аналогии с Дельфийским оракулом был назван научный метод.
Метод «Дельфи» – это составление прогноза на основе анализа многоуровневой системы. Применяют в экономике, социальных науках, управленческих решениях, в логистике, маркетинга и т.д.
Изначально создавался группой ученых из центра, занимающегося исследованием войны. К авторам относят Николаса Решера, Нормана Дэлки и Олафа Хелмера. Метод Дельфи планировали применять для составления прогноза о влиянии науки на войну.
Понятие метод «Дельфи»
В методологической системе занимает место экспертных методов оценки. Проходит в этапы. Каждый этап представляет собой метод исследования:
- Опрос или анкета.
- Интервью.
- Брейнсторм.
Для проведения привлекается группа экспертов. Проходит так:
- Выбирают экспертную группу.
- Ставится проблема. Оформляется в виде вопросов. Ответы анализируются.
- Происходит уточнение опросника, он превращается в интервью. Ожидается, когда будет достижение согласия по вопросам.
- Результаты опросов и интервью собираются для общего анализа. На основе полученных ответов составляются рекомендации.
Плюсы метода
Преимуществ у метода достаточно. К ним относят:
- Удобство. Не возникает серьезных проблем в применении, результат гарантирован.
- Отсутствие коллективного влияния. Метод групповой, но применяется так, что эксперты высказывают мнение вне зависимости друг от друга. Исключается давление научной общины, страх высказать мысль, недоверие к коллегам, желание быть как все. Каждый стремится ответить объективно, выделится ответом, подойти творчески, продемонстрировать компетентность в вопросах. Развивается независимый способ мышления.
- Высказывание необычного мнения. Люди предпочитают смолчать, если мнение расходится с общепринятыми. В оценках приходится сдерживаться, так как его необычайность, резкость пугает общественность или научное сообщество. Метод Дельфи помогает услышать истинные мысли знатоков и учесть их.
- Широкий охват. Опрашивают всех, кого касается вопрос. Возможно благодаря общей анкете.
- Актуален для разных сфер: от экономики до управления.
- Помогает быстро узнать о прогнозах и начать решать проблему.
- Предполагает многосторонний анализ.
- Достижения согласия вне зависимости от места и времени, в котором находятся эксперты.
- Уход от группового мышления.
- Акцент на одном уникальном событии в будущем. Сосредоточенность на ситуации.
- Подходит для краткосрочных и долгосрочных прогнозов.
- Точность прогноза. Обеспечивается количеством экспертов и их компетентностью.
Минусы метода
При критическом анализе находят минусы метода:
- На мнение опрашиваемых влияет субъективный фактор. Внутренние ограничения, интеллект опрашиваемого влияет на анализ ситуации, вопроса.
- Привыкшие к самоцензуре, ученые боятся говорить о необычных мыслях и предлагать интересные решения. Аналитики редко принимают и рассматривают их, ориентируются на большинство охотнее. Это искажает выводы.
- Опрос проводится долго, требует сил. Исследование длится до месяца.
- Аналитики оперируют большим количеством данных, потому результат зависит от них.
- Групповое мнение оценивается выше, чем личное отдельного человека. Личность бывает права тогда, когда никто не видит истины.
- Не делается поправка на перекрестное влияние. Сам опросник влияет на ответы участников.
- Требуется серьезная отдача как от организаторов, так и от отвечающих на вопросы.
- Содержит трудности применения.
- Полноценно спрогнозировать ход ситуации нереально.
- Эксперты не могут проверить эффективность и правильность результатов.
- Невозможность влияния на субъективные факторы аналитиками.
- Необходимость как результат предложить один найденный вариант из всех.
- Получение качественных данных, которые не переводятся в количественный результат.
- Неполнота информации.
- Ученые не находятся в реальном диалоге друг с другом. Отсутствие прямой полемики не снабжает их аргументами и не дает высказать контраргументами. Дополнительные опросники и интервью решают проблему частично.
- У участников ограничено время на ответы. Записанное в опросах направляет движение мысли. Всплывает мнение большинства. В итоге человек высказывает не свои предположения, а пользуется готовыми штампами, авторитетными высказываниями. В таком случае, в сказанном не будет новой информации, которой пытаются добиться от участников аналитиков.
- Улучшение метода требует переорганизации системы анализа полученных данных и ее результатов. Это требует средств, проводится с помощью ЭВМ с внешними дисплеями. Система не только передает нужные вопросы участником, но и собирает, обрабатывает их ответы. После этого выдает запрос и аргументацию. На основе данных готовятся ответы, результаты.
- Спорный, но возможный недостаток: людей отпугивает просьба объяснить нестандартность мысли. От человека, который присоединился к большинству, не требуют объяснений. Если знаток предлагает собственное решение, получает вопросы и просьбу подробно аргументировать сказанное. Высказывается мнение, что это усиливает желание не выделяться из толпы и спрятаться за шаблонными мыслями. Проблема решается усовершенствованием метода. Нужно либо просить аргументировать ответы всех участников, либо не просить никого.
Выводы
Метод «Дельфи» научен и универсален. Им пользуются для опроса большого количества людей, используют в глобальных корпорациях, компаниях. Для небольших групп опрашиваемых, меньше 10, не подойдет. Подбор осуществляется строго. Нет смысла привлекать непрофессионалов, уменьшать количество участников или приглашать обычных людей участвовать в роли аналитиков.
Невыгодно использовать для незначительных или хорошо изученных вопросов, которые не требуют человеческих знаний, обработки. С большим количеством данных по не гуманитарным и не социальным наукам быстрее справится компьютер.
Подойдет для спорных вопросов с вариантами решений.
Рекомендуется использовать в сферах:
- Промышленность. Не в практических, а теоретических вопросах, связанных с основными науками.
- В управлении. В таком случае метод будет использоваться внутри компании и касаться сотрудников, принимающих решения.
- В маркетинге, логистике, социологии, экономики и других науках для прогнозирования опасностей, подводных камней, ближайших событий.