Автоматизированная упрощенная система налогообложения появилась в 2022 году. Новый режим можно было использовать только вновь созданным организациям и индивидуальным предпринимателям. С 2023 года на АУСН могут перейти и другие налогоплательщики при условии соответствия критериям. Ограничений довольно много. АУСН продолжает оставаться, по сути, крупномасштабным экспериментом с перспективой постепенного расширения круга участников.
Кто подходит под новый режим
Первый ограничивающий фактор – территориальный. В качестве места регистрации подходят Москва с Московской областью и еще два субъекта: Калужская область и Татарстан. Налогоплательщикам из других регионов придется ожидать расширения списка.
Но этот критерий не единственный. Имеются дополнительные ограничения. Доходы в течение года не должны быть более 60 миллионов рублей. Средняя численность работников не может выходить за лимит 5 человек, причем запрещены выплаты физическим лицам, которые не являются налоговыми российскими резидентами. Организация не должна иметь обособленных подразделений.
Основные средства не могут оцениваться больше, чем в 150 миллионов рублей по остаточной стоимости. Запрещена деятельность в качестве посредника. Этот перечень не исчерпывающий, он основывается на Федеральном законе № 17-ФЗ и показывает, что для применения АУСН в основном подходят организации малого бизнеса и ИП с несложной коммерческой деятельностью, значительно ограниченной по финансовым оборотам и количеству сотрудников.
Что касается тех, то все-таки прошел через жесткие условия отбора, им не следует сразу же подавать заявление о переходе, а желательно тщательно оценить выгоды и недостатки АУСН для своей коммерческой деятельности.
Плюсы
Положительные стороны АУСН основываются на автоматизированном сборе данных для расчета налога, в результате чего налогоплательщики освобождаются от некоторых сложных и трудоемких расчетных процедур:
- Не надо составлять и сдавать в ИФНС отчетность по налогам. Это первое изменение, на которое обычно обращают внимание. Любые отчеты по налогам и взносам теперь отправлять не требуется. Налоговая инспекция рассчитает суммы налога самостоятельно. Для этого она в автоматизированном режиме получит данные из банка, где открыт расчетный счет организации, через контрольно-кассовую технику и в личном кабинете налогоплательщика.
- Отчетность в фонды (пенсионный и социального страхования) также предоставлять не нужно.
- Страховые взносы не уплачиваются, поскольку тариф на обязательное пенсионное и медицинское страхование установлен в 0% для организаций и ИП с наемными сотрудниками. Отдельно уплачивается лишь взнос на травматизм, причем размер фиксирован и составляет 2040 рублей. Если же у индивидуального предпринимателя отсутствуют сотрудники, то взносы не требуется уплачивать вообще.
- Сотрудники сохраняют право на пенсию, медицинское и социальное страхование, несмотря на отсутствие страховых взносов. На эти цели перераспределяется часть единого налога.
- Освобождение от уплаты налога на прибыль, НДС и налога на имущество организаций. Здесь имеются определенные оговорки, указанные в законе, но в целом все эти налоги заменяются единым налогом по ставке 8% от суммы доходов или 20% для случая, когда базой для расчета являются доходы за вычетом расходов.
- Не будет выездных проверок. Все ограничится камеральными проверками, то есть без выезда налоговых инспекторов в место расположения организации и без проверок первичной документации.
Минусы
Режим АУСН выглядит весьма привлекательно, но все же у него есть и негативные стороны:
- Расчетный счет можно открыть не в любом банке. Для этого подойдут лишь те кредитные учреждения, которые есть в особом реестре ФНС, причем в текущей версии этого перечня только восемь банков. Причина в том, что банк должен обеспечить выгрузку данных для налоговой инспекции. Реестр пополняется новыми банками чрезвычайно медленно, поэтому выбор невелик.
- Ограничение на способ, которым работникам выплачивается заработная плата. Все расчеты ведутся только через банк в безналичной форме, а выплата физическим лицам наличными деньгами запрещена.
- Повышение частоты уплаты налога до 12 раз в год, поскольку на АУСН единый налог платится ежемесячно. Для сравнения, обычная упрощенная система налогообложения подразумевает уплату поквартально, то есть всего 4 раза в год, считая авансы и итоговую доплату по результатам года.
- Повышенная ставка налога в сравнении с УСН, но следует заметить, что сравнении с ОСНО ставка может быть выгодной, поэтому этот минус не всегда однозначен и зависит от исходных условий: какая налоговая система была у организации до момента перехода на АУСН.
Советы
Для принятия взвешенного решения о переходе на перспективный налоговый режим полезно дополнительно оценить:
- Не находится ли организация на грани проходных критериев по объему выручки, количеству сотрудников или стоимости основных средств. При выходе за разрешенные лимиты придется возвращаться на основной режим налогообложения, а это потерянные средства, время и излишние трудозатраты.
- Может ли в обозримой перспективе появиться необходимость действий, не разрешенных на АУСН, а именно проведение финансовых расчетов с иностранными гражданами, переход на посредническую деятельность или открытие филиалов. В этом случае от перехода на АУСН следует воздержаться.
- Совмещение с другими налоговыми режимами невозможно, в том числе с патентом для ИП. Если рассматривается возможность такого совмещения, перейти на режим автоматизированной упрощенной системы не получится, поскольку это прямо запрещено законом.
Вывод
Новый налоговый режим может предложить организациям малого бизнеса интересные возможности, хотя и сопряженные с определенными недостатками. Если после внимательного изучения плюсов и минусов возможного перехода желание перейти на АУСН осталось, потребуется только сделать выбор объекта для обложения налогом (доходы или доходы минус расходы) и уведомить о принятом решении ФНС России. Сделать это нужно до 31 декабря и тогда с начала следующего календарного года можно будет перейти на применение автоматизированной упрощенной системы налогообложения.