Алюминий – один из материалов, использующихся для производства велосипедных рам наряду с карбоном, стальными и титановыми сплавами. Такие рамы пользуются большой популярностью благодаря небольшому весу, неплохой прочности и сравнительно доступной стоимости.
Сплавы на основе алюминия могут применяться для изготовления рам для практически всех видов велосипедов – скоростных, горных, городских, детских. Но, как и другие виды рам, алюминиевые изделия обладают рядом плюсов и минусов, которые важно учитывать при выборе.
Особенности и характеристики
Для изготовления рам не используется алюминий в чистом виде. Это достаточно мягкий металл, поэтому готовое изделие не может выдерживать высокие нагрузки. Для производства применяют специальные сплавы, содержащие различные добавки для повышения прочности, жёсткости и других характеристик. В составе могут присутствовать разные добавки, такие как цинк, магний, медь, марганец, хром, титан, железо и другие.
Алюминиевые сплавы для производства рам имеют маркировку из 4-х цифр, к примеру, самыми популярными считаются марки 6061 и 7005. Маркировка указывает не на качество, а состав материала. К примеру, в сплав 6061 добавлены магний, медь и кремний, в 7005 – цинк. Разные марки отличаются прочностью, жёсткостью и другими параметрами, поэтому модель необходимо подбирать исходя из специфики местности и манеры езды.
Ключевая особенность таких моделей – сравнительно небольшой вес. Это обеспечивает более быстрый набор скорости и облегчает подъём в гору. При этом может незначительно теряться накат, велосипед быстрее останавливаться после того, как человек прекращает вращать педали. Такие конструкции более жёсткие, что негативно сказывается на гашении вибраций и удобстве прохождения поворотов.
Повышенная жёсткость обеспечивает снижение потерь при передаче энергии на колёса. Благодаря этому байк быстрее разгоняется, поэтому такими рамами часто оснащаются велосипеды для скоростных гонок. Однако из-за недостаточного гашения вибраций и ударов байк должен быть оснащён более качественной амортизационной вилкой. Также встречаются модели с амортизационным подседельным штырём, дополнительно смягчающим удары при езде по ухабистой местности.
Податливость алюминия обработке позволяет выпускать рамы с разной геометрией. Благодаря этому материал может применяться для производства велосипедов разного назначения – от городских до кросс-кантри. Рамы из алюминиевых сплавов могут использоваться для производства байков разных ценовых категорий. Итоговая стоимость зависит от геометрии, толщины труб и стенок, а также установленного навесного оборудования. Чаще всего алюминий применяется для изготовления велосипедов бюджетной и средней ценовых категорий.
Преимущества алюминиевых рам
К главным достоинствам таких конструкций можно отнести:
- Небольшой вес. Такие рамы считаются одними из самых лёгких. Средний вес изделия начального уровня – 2 кг, более качественных моделей – в пределах 1,5 кг. Благодаря этому велосипедисту проще набрать скорость и легче подняться на возвышенность.
- Доступная стоимость. Алюминиевые модели считаются одними из самых доступных. Однако стоимость конкретной модели может значительно отличаться в зависимости от марки сплава и конструктивных особенностей рамы. Стоимость байка начального уровня в среднем составляет $300-400.
- Подходят для установки на байки всех типов. Даже велосипеды для экстремальной езды могут оснащаться такими рамами.
- Устойчивость к коррозии. Алюминий считается одним из самых коррозионностойких металлов. В отличие от стали не ржавеет даже под воздействием многих агрессивных сред, к примеру, солей, которыми в зимнее время часто посыпают дороги.
- Выдерживают высокие нагрузки благодаря наличию специальных добавок в составе сплава, повышающих прочность.
- Простота обработки на производстве. Благодаря этому производители предлагают богатый ассортимент моделей, отличающихся размерами, формой и дизайном.
- Возможность применения технологии баттинга. В местах, подвергающихся повышенным нагрузкам, стенки труб толще, в малонагруженных – тоньше. Это позволяет повысить прочность конструкции, снизить расход сырья при производстве и, соответственно, итоговую стоимость.
Недостатки рам из алюминия
Несмотря на большое количество положительных особенностей, такие изделия обладают и рядом недостатков:
- Байк сравнительно быстро теряет инерцию после разгона. Несмотря на простоту набора скорости, велосипед останавливается быстрее.
- Низкие антивибрационные свойства. Сплавы на основе алюминия имеют высокую жёсткость для повышения прочности. Но, вследствие этого кататься по бездорожью и повреждённому дорожному полотну часто некомфортно из-за тряски и вибрации.
- Алюминий способен «накапливать усталость». Из-за регулярных нагрузок и вибраций структура материала постепенно изменяется. Поэтому в определённый момент может произойти поломка, в том числе в дороге.
- Меньший срок службы в сравнении со стальными и титановыми аналогами. Обычно производители предоставляют гарантию на 5-10 лет.
- Низкая ремонтопригодность. Заварить треснувшую алюминиевую раму в домашних условиях не всегда возможно. Некоторые марки сплавов можно варить аргонодуговой сваркой, другие – только в заводских условиях на специальном оборудовании. Поэтому ремонт таких моделей зачастую является экономически нецелесообразным.
Заключение
Велосипед с алюминиевой рамой – хороший выбор как для любителей, так и для профессионалов велоспорта. Такие байки очень лёгкие и достаточно надёжные. Алюминиевые рамы особенно хорошо подходят для езды по качественным асфальтированным покрытиям и скоростных гонок.
Такие модели имеют сравнительно небольшой срок службы, но стоят гораздо дешевле более долговечных аналогов. Есть и более дорогие модели из специальных алюминиевых сплавов, отличающиеся повышенной прочностью и сроком службы. Но, такую раму нельзя назвать полностью универсальным решением. К примеру, она хуже подходит для экстремального катания по горной местности и туризма с тяжёлым багажом, поскольку выдерживает меньшие нагрузки чем аналоги из стали и титана.