Гидравлические тормоза на велосипеде: особенности, плюсы и минусы

Гидравлические тормоза на велосипеде: особенности, плюсы и минусы

Гидравлические тормоза для велосипеда считаются одними из самых эффективных и надёжных. Обеспечивают высокую отзывчивость срабатывания тормозных механизмов. Устанавливаются на большинство современных велосипедов, прежде всего на те, которые используются для горных поездок.

Также часто используются в скоростных велосипедах поскольку обеспечивают возможность быстрого сброса скорости при необходимости. Но, как и другие виды тормозных систем, обладают своими преимуществами и недостатками, которые важно учитывать при выборе.

Особенности и разновидности

Система на основе гидравлики по многим параметрам схожа с механикой. Используется для безопасной и эффективной остановки или снижения скорости. Но, в данном случае для передачи усилия на тормозные колодки применяются не тросики, а гидравлическая линия. Последняя соединяет рычаги управления с тормозящим механизмом. Последний бывает дисковым, гидравлическим или ободным. Основными конструктивными узлами системы являются:

  • Тормозная ручка, закреплённая на руле. Имеет такие конструктивные элементы:
    • Рычаг для передачи усилия.
    • Поршень, получающий усилие посредством ручки.
    • Цилиндр, толкающий жидкость по гидролинии.
  • Гидравлическая линия (гидролиния). Выполнена в виде трубки, соединяющей ручку и калипер.
  • Калипер, передающий полученное через гидролинию усилие на рабочие цилиндры и поршни.

Схема работы гидравлических тормозов

В гидравлическую линию заливается масло или специальная тормозная жидкость. Последняя работает под давлением, что обеспечивает эффективную передачу усилия. После нажатия рычага цилиндр толкает жидкость, за счёт чего она приводит в действие другой цилиндр, закреплённый на вилке или раме. Второй цилиндр запускает поршень и колодки, блокирующие колесо диском. Такая система является герметичной. Жидкость находится в постоянном агрегатном состоянии, за счёт чего и действует гидравлика.

В отличие от ободных тормозов дисковые системы обеспечивают остановку путём сжатия установленного на колесе диска. При нажатии ручки диск зажимается колодками, благодаря чему и происходит остановка. В зависимости от конструкции тормозного цилиндра такие системы классифицируются на 3 вида:

  1. Однопоршневые. Недорогие модели, в которых применяется всего 1 колодка. На практике используются редко.
  2. Двухпоршневые. Могут оснащаться плавающими или оппозитными поршнями.
  3. Многопоршневые. Состоят из нескольких колодок, что обеспечивает максимальную эффективность.

Чаще всего устанавливают двухпоршневые механизмы, оснащённые оппозитными поршнями. Иногда используют и однопоршневые модели, но они значительно менее эффективны. Многопоршневые механизмы обычно устанавливают только на велосипеды для езды с крутых возвышенностей, к примеру, в горах, и обеспечивают наибольшую эффективность торможения.

Дисковые тормоза на основе гидравлики считаются одними из наиболее надёжных. Но, они достаточно сложные в ремонте. При этом система очень износостойкая.

Гидравлические тормоза на велосипеде

Преимущества гидравлических тормозов

К основным достоинствам таких систем можно отнести:

  • Высокая скорость и точность срабатывания. Тормозной механизм приводится в действие практически моментально после нажатия ручки. Велосипедист может практически идеально точно управлять силой торможения.
  • Выносливость. Система способна выдерживать высокие нагрузки, что особенно важно при агрессивной езде.
  • Надёжность. В отличие от механики, такие тормоза гораздо более надёжны.
  • Отзывчивость. Все узлы моментально срабатывают при нажатии ручки благодаря использованию технологии гидравлики.
  • Высокая сила торможения. Сила может быть настолько высокой, что её можно даже сравнить с работой стоп-крана. При этом велосипедисту не нужно прикладывать значительное усилие, для остановки достаточно нажать рычаг 1-2 пальцами.
  • Регулировка усилия. Пользователь может резко остановиться, полностью нажав рычаг, или плавно и безопасно притормаживать, регулируя силу торможения посредством ручки.
  • Износостойкость благодаря минимальному риску обрыва тросиков. Система практически полностью защищена от внешних воздействий, благодаря чему обеспечивается длительный срок службы.
  • Рубашки не засоряются даже при езде по грязи, поэтому система остаётся максимально эффективны в любых условиях.
  • Жидкость в гидролинии не замерзает, что обеспечивает эффективное торможение даже при катании в сильные морозы.
  • Тормозной механизм, установленный на раме или вилке, значительно медленнее изнашивается в сравнении с классической механикой.

Велосипед с гидравлическими тормозами

Недостатки тормозных систем на основе гидравлики

Несмотря на большое количество положительных характеристик, у таких механизмов имеются и свои минусы:

  • Высокая стоимость. Цены на один и тот же велосипед с гидравликой и механикой значительно отличаются. Это обусловлено более высокой технологической сложностью гидравлических узлов.
  • Сложность обслуживания. Необходимо досконально разбираться в конструкции всех узлов, поэтому не каждый владелец велосипеда сможет перебрать систему самостоятельно.
  • Шланги и трубки системы являются достаточно уязвимыми. При их повреждении тормоза, как правило, оказываются полностью неисправными. Заменить эти детали в полевых условиях крайне сложно. Поэтому для снижения риска поломки следует бережно эксплуатировать велосипед, особенно при езде в горной и пересечённой местности.
  • Необходимость использования специальной жидкости. Если она подобрана неправильно, могут выйти из строя все узлы механизма.
  • Большой вес конструкции. Это может быть критическим фактором для скоростных велосипедов, где важна максимальная лёгкость.
  • Неудобство установки колёс. Конструкция достаточно массивная, состоит из множества деталей, поэтому монтировать колёса относительно неудобно.
  • Риск протечки гидролинии. Это может привести к неисправности всей системы. В полевых условиях устранить протечку и долить жидкость не всегда удаётся.

Ремонт гидравлических тормозов

Выводы и советы

Гидравлические дисковые тормоза считаются самыми надёжными и эффективными, поэтому пользуются большой популярностью у велосипедистов. Обеспечивают плавное и чёткое торможение, что повышает безопасность езды. Особенно хорошо подходят для экстремального и скоростного катания, когда может возникнуть необходимость быстрой остановки. Подходят для установки на большинство моделей велосипедов, включая самые бюджетные.

Рекомендуются всем опытным велосипедистам, предпочитающим кататься по бездорожью и агрессивно управлять велосипедом. Легко справляются с повышенными нагрузками, поэтому рекомендованы людям с весом более 90 кг.

Подходят для горных походов и велотуризма, когда необходимо перевозить большое количество вещей, повышающих нагрузку на велосипед. Гидравлика моментально срабатывает и обеспечивает остановку с небольшим тормозным путём, что повышает комфорт и безопасность езды.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *