Сталь – один из самых распространённых материалов для изготовления велосипедных рам. Производители применяют как обычную сталь, так и различные сплавы с примесями, улучающими те или иные технико-эксплуатационные характеристики.
Стальные рамы считаются наиболее прочными и надёжными, выдерживают высокие нагрузки, поэтому часто используются в производстве велосипедов, предназначенных для велотуризма. Но, как и другие виды рам, стальные модели обладают своими преимуществами и недостатками, которые важно учесть при выборе.
Особенности и разновидности
Сталь – это сплав, состоящий прежде всего из железа и углерода. Также в составе могут присутствовать дополнительные вещества для улучшения различных характеристик, таких как прочность, жёсткость, пластичность, устойчивость к коррозии и другие. Для производства велосипедных рам используют такие виды сталей:
- Обычная низкоуглеродистая (steel).
- Углеродистая или высокотянутая (High Ten).
- Хромомолибденовые сплавы (хромоль или Cro-Moly).
Классическая сталь (steel) применяется для производства велосипедов низшего ценового сегмента. Такие рамы отличаются относительно невысокой прочностью и быстро ржавеют. Велосипеды с такими рамами имеют сравнительно большой вес. Рамы из низкоуглеродистой стали в среднем весят 3,5-5 кг.
Углеродистая сталь отличается неплохой устойчивостью к коррозии и достаточно высокой прочностью. Материал достаточно гибкий, поэтому рама хорошо гасит неровности дороги в процессе езды. Такие рамы являются одними из самых популярных и востребованных на рынке, применяются для изготовления велосипедов бюджетной и средней ценовых категорий. Позволяют легко проезжать высокие препятствия, включая бордюры. Выдерживают высокие нагрузки, поэтому подходят для людей крупного телосложения. Большинство производителей заявляют максимальную нагрузку в 150 кг.
В хромомолибденовые сплавы в процессе литья добавляют молибден. За счёт этого материал приобретает мелкозернистую структуру, становится более прочным и податливым прокаливанию. Наиболее распространённым является сплав 30ХМА, производящийся в соответствии с ГОСТ 4543. Согласно американским стандартам, такой материал имеет маркировку 4130. Хромолевая рама имеет меньший вес – порядка 2-3,5 кг, отличается повышенной прочностью и надёжностью в сравнении с углеродистым аналогом. Но, стоимость таких изделий заметно выше. Минимальная стоимость качественной хромомолибденовой рамы – $400. Поэтому на основе таких рам производят преимущественно велосипеды премиального сегмента. Материал значительно меньше подвержен коррозии, отличается длительным сроком службы.
Преимущества стальных велосипедных рам
К главным достоинствам таких изделий можно отнести:
- Высокая прочность, надёжность, жёсткость и длительный срок службы. Изделия выдерживают высокие нагрузки, не боятся ударов и падений, требуют минимального ухода.
- Отсутствие эффекта накопления усталости. Рама может ломаться, но не сразу, а постепенно. Аналоги из алюминиевых сплавов и карбона зачастую ломаются сразу после однократного удара. В стали может образоваться трещина, но само изделие сразу полностью не сломается. Поэтому такие рамы оптимально подходят для поездок на дальние расстояния.
- Ремонтопригодность. Повреждённое изделие можно легко заварить обычным сварочным аппаратом. Ремонт таких рам обходится значительно дешевле аналогов из других материалов.
- Невысокая стоимость. Большинство бюджетных велосипедов изготавливаются на основе рам из стали. Исключение составляют только модели из хромоля.
- Хороший накат и инерционность. За счёт сравнительно большого веса велосипед дольше поддерживает набранную скорость после того как райдер прекратил крутить педали. Даже при воздействии сильного бокового ветра скорость снижается сравнительно незначительно.
- Мягкость. За счёт мягкости и гибкости материала рама эффективно гасит вибрации, что обеспечивает комфортную езду по дорогам с дефектами и пересечённой местности. По этой же причине сталь применяется для изготовления качественных жёстких вилок. Даже при использовании стационарной вилки (без амортизаторов) такая рама обеспечивает комфортную езду по любой местности.
- Универсальность. Материал подходит для изготовления всех видов велосипедов: шоссейных, горных, туринговых, BMX, детских и других.
- Податливость обработке. Гибкость и простота сваривания позволяют изготавливать рамы любых форм, размеров и вариантов дизайна.
- Сталь способна изгибаться на виражах под естественной нагрузкой. Благодаря этому велосипедисту гораздо легче удерживать велосипед на трассе при прохождении поворотов на высокой скорости, что критически важно с точки зрения безопасности.
- Возможность применения технологии баттирования (изготовление труб с переменной толщиной стенки) для уменьшения веса.
Недостатки рам из стали
Несмотря на большое количество положительных характеристик, такие изделия обладают и рядом минусов:
- Значительный вес. Такие рамы заметно тяжелее в сравнении с аналогами из алюминия и карбона. Поэтому обычно сталь не используют для производства гоночных велосипедов, для которых вес является критическим фактором. Методика баттирования позволяет несколько снизить вес, но всё же по этому параметру сталь значительно уступает карбону и алюминиевым сплавам.
- Подверженность коррозии. Со временем материал ржавеет, даже при наличии качественного лакокрасочного покрытия. Важно хранить велосипед в сухом помещении, не рекомендуется кататься в дождливую погоду и зимой.
- Высокая стоимость моделей из хромоля. Материал значительно превосходит классические стальные сплавы по характеристикам, но стоит заметно дороже. Поэтому зачастую целесообразнее выбрать модель из более современного материала, к примеру, карбона.
- Сложность самостоятельной покраски. Заводское лакокрасочное покрытие самостоятельно восстановить практически невозможно. При этом даже малейшие сколы и царапины приводят к быстрому развитию коррозии. Покраска в специализированных мастерских стоит достаточно дорого.
Заключение
Рама для велосипеда из стали – практичное, надёжное и универсальное решение. Изделия из традиционных сплавов отличаются доступной стоимостью и высокой надёжностью, поэтому пользуются большой популярностью среди велосипедистов любителей. Более дорогие хромолевые модели обычно приобретают профессионалы велоспорта и любители велотуризма. При этом для скоростных гонок такие модели подходят плохо из-за медленного набора скорости в сравнении с более лёгкими аналогами. Стальная рама требует бережной эксплуатации, поскольку подвержена коррозии.