Воздушный фильтр – узел автомобиля, защищающий двигатель и элементы системы впуска от грязи и пыли, присутствующих в воздухе. За счёт этого продлевается срок службы двигателя внутреннего сгорания (ДВС).
Но, стандартные фильтры имеют ограниченную пропускную способность, из-за чего в цилиндры поступает недостаточное количество воздуха и топливо сгорает не полностью. В результате мощность двигателя падает на 5-7%. Для исключения данного фактора были разработаны специальные фильтры нулевого сопротивления (ВФ-0, нулевики), у которых пропускная способность значительно выше. Такие фильтрующие элементы позволяют избежать потери мощности, но имеют и свои недостатки, которые следует учесть перед заменой.
Особенности фильтра нулевика
Такой фильтр оказывает гораздо меньшее сопротивление воздушному потоку. Но, сопротивление всё же присутствует, хоть и стремится к нулю.
Теоретически такой узел повышает наполняемость цилиндров воздухом и минимизирует потери мощности. В таких элементах, как и в классических, для очистки воздуха применяется фильтровальная бумага, поролон или специальная ткань, как правило, хлопковая. Но, площадь фильтрующей части значительно больше, что и приводит к повышению пропускной способности.
Производители предлагают 2 варианта нулевиков:
- Сухие. Ткань или бумага используется в исходном состоянии без применения каких-либо пропитывающих жидкостей. Рекомендуемый срок эксплуатации элемента – 10000-15000 км пробега. Позволяет достигнуть прироста производительности порядка 5%.
- Мокрые (с пропиткой). Фильтровальный материал пропитан специальным составом, позволяющим увеличить мощность мотора до 7%. Но, менять такой фильтр нужно через каждые 3000-5000 км пробега, так как ткань быстрее засоряется грязью и пылью, что приводит к ухудшению воздушного потока.
Однако даже разницу в 7% автолюбителю заметить сложно. Увидеть разницу можно разве что в расчётах после проверки автомобиля на тестовом стенде. Поэтому обычно такие фильтрующие узлы чаще ставят на машины для автоспорта. Но иногда нулевики устанавливают и на гражданские транспортные средства. Как правило, ВФ-0 устанавливают в рамках тюнинга двигателя.
Пропитанный фильтр можно попытаться очистить самостоятельно, если он ещё не полностью изношен. Для этого достаточно разобрать узел, удалить грязь с ткани мягкой щёткой и тщательно промыть водой. Затем на материал наносят специальную пропитку, собирают и устанавливают элемент обратно в автомобиль. Если на ткани присутствуют механические повреждения, фильтр следует заменить.
Преимущества фильтра нулевого сопротивления
К основным плюсам ВФ-0 можно отнести:
- Незначительное повышение мощности ДВС. Эффект наиболее заметен при произведении других переделок в двигателе и впускной системе. Наибольшую прибавку мощности можно заметить на низких и средних оборотах мотора.
- Изменение звука двигателя. Мотор гудит агрессивнее, резвее, но при этом не издаёт лишних шумов.
- Изменение внешнего вида подкапотного пространства. Автомобиль приобретает более спортивный вид. Некоторые автовладельцы устанавливают нулевик только для этого.
- Уменьшение расхода топлива за счёт его полного сгорания в цилиндрах. Топливо сгорает более эффективно благодаря поступлению большего объёма воздуха в цилиндры.
- Простота замены и обслуживания. Заменить фильтрующий элемент можно в условиях обычного гаража. Сухие ВФ-0 меняют реже, что снижает расходы на обслуживание авто. Мокрый фильтр можно самостоятельно чистить и устанавливать повторно. Пропитанный нулевик при условии своевременной чистки способен прослужить в несколько раз дольше стандартного фильтра.
Недостатки воздушного фильтра нулевого сопротивления
Несмотря на наличие весомых положительных особенностей, нулевик имеет и определённые минусы:
- Высокая стоимость. В сравнении со стандартным фильтрующим узлом цена ВФ-0 может быть в 3-4 раза выше. Штатный фильтр в среднем стоит 1500-2000 руб., нулевик – до 10000 руб.
- Реальное повышение производительности можно заметить только после комплексного тюнинга. Установка лишь одного фильтра не даст ощутимого эффекта. Как правило, для увеличения мощности требуется замена дроссельной заслоны, форсунок, цилиндров, распределительного вала и других элементов.
- В большинстве случаев также требуется прошивка ЭБУ, поскольку при штатных настройках он будет ограничивать мощность двигателя. При стандартных настройках программное обеспечение будет ориентироваться на изменённые показания датчика массового расхода воздуха и пытаться вывести мотор на штатный режим работы, что приводит к снижению производительности.
- Риск неправильной работы датчика воздуха. Как правило, актуально только для мокрых фильтров. В пропитке присутствуют микрочастицы, оседающие на датчике, что приводит к замедлению его работы.
- Увеличенные размеры в сравнении со штатным узлом. Это может вызвать сложности в процессе установки и компоновки подкапотного пространства. Зачастую из-за больших габаритов фильтр вовсе невозможно разместить, а устанавливать его в месте скопления горячего воздуха низкой плотности нельзя.
- В городских условиях заметить разницу практически невозможно. К тому же, согласно статистике, при обычной езде используется не более 70% потенциала двигателя.
- Не существует универсальных моделей. Нулевик нужно подбирать под конкретный автомобиль, учитывая рабочий объём двигателя, крутящий момент и другие параметры. К примеру, для двигателей объёмом 1 л и 5 л требуются кардинально разные фильтры.
Заключение
Установка воздушного фильтра нулевого сопротивления далеко не всегда является целесообразной. Обычный автолюбитель с большой вероятностью не ощутит значительной прибавки мощности. Тем не менее мотор будет работать эффективнее, возможно снижение расхода топлива.
Замена стандартного фильтра на нулевик, как правило, имеет смысл только в рамках комплексного тюнинга автомобиля, направленного на повышение производительности. Также такие фильтры рекомендуются для установки на гоночные и спортивные автомобили, когда даже малейшее увеличение мощности критически важно.