Инклюзивное образование (от французского слова «inclusif» — «включающий в себя») – это процесс совместного получения знаний, умений и навыков людьми, относящимися к категории граждан с особыми образовательными потребностями (в силу наличия ограничений возможностей по здоровью) и условно здоровых индивидов (у которых нет ограничений по здоровью).
То есть обучение должно быть организовано так, чтобы все непохожие между собой люди, даже с особенностями (интеллектуальными, физическими или психическими) были задействованы в системе образования и могли обучаться по месту своего жительства вместе со сверстниками, без особых образовательных потребностей.
Примером может быть наличие аудио учебников, позволяющих людям, имеющим проблемы со зрением, осваивать учебные программы.
В инклюзивном образовании, сегодня получившим большое распространение по стране, есть свои несомненные достоинства «плюсы» и недостатки «минусы», как и в любой привычной форме.
Кого можно считать индивидами, имеющими особые потребности для возможности получения инклюзивного образования
К группе лиц с особыми потребностями относятся инвалиды и люди, имеющие заболевания, не дающие возможности признать их таковыми, но препятствующие получению общего образования в обычном образовательном учреждении, не имеющем инклюзивной направленности, а, соответственно, и инструментария для удовлетворения особых образовательных потребностей учащихся.
«Плюсы» инклюзивного образования
При получении образования по инклюзивному принципу у лиц, имеющих особые потребности, открываются возможности, которые можно отнести к несомненным плюсам.
- Возможность взаимодействия с более широким кругом лиц, в том числе не имеющих ограничение по здоровью, которое практически отсутствовало до начала участия в образовательном процессе, иными словами с обычными людьми.
Как известно, у большинства лиц с нозологиями круг общения ограничивается в основном близкими родственниками, совместно с ними проживающими, либо «коллегами» по центру реабилитации. - Возможность вхождения в общество (социализации) вместе и наравне с другими членами социума.Примером может служить посещение мест культурного отдыха (театры, музеи и кинотеатры) адаптированных к необходимым потребностям, облегчающим пребывание в этих местах, то есть «доступная безбарьерная среда». В наши дни это уже обычное явление.
- Возможность иметь по жизни и в период получения образования психологическое, психолого-социальное, коррекционное и социализирующее сопровождение. Эти типы сопровождения могут и должны обеспечивать специалисты, подготовленные к преподаванию по инклюзивному типу.
- Развитие социальных и коммуникативных навыков, взаимодействие с обществом посредством тьютерского сопровождения на всех этапах получения образования и первичного вхождения в общество. Необходимо отметить, что лица с ограниченными возможностями и особыми потребностями не обладают развитыми социальными и коммуникативными навыками. По этой причине аспект тьютерского сопровождения чрезвычайно важен. Тьютер часто выполняет роль посредника между человеком с особенностями и социумом. Особенно на первичных этапах развития социальных навыков. В образовательных учреждениях, не имеющих инклюзивной направленности, тьютеры отсутствуют.
- Несомненным плюсом образования по инклюзивному типу является возможность разбиения общеобразовательного учебного плана с увеличением срока обучения на 1/3 времени. Это позволяет человеку с проблемами здоровья осваивать учебную программу в удобном для него темпе. Совмещать образовательный процесс с необходимыми для него мероприятиями по улучшениям качества жизни с учётом его особенностей здоровья.
«Минусы» инклюзивного образования
В инклюзивном образовании есть ряд минусов:
- Имеющееся на сегодняшний день инклюзивное образование, которое требует постоянной модернизации, связанной с улучшением качества.
- Отсутствие нужного количества квалифицированных кадров (тьютеров, учителей-воспитателей, социальных педагогов, логопедов, дефектологов, психологов), имеющих соответствующие знания по сопровождению людей, нуждающихся в инклюзивной форме образования.
- Не всегда объективная оценка знаний учащегося (часто завышенная) со стороны обучающего состава, в силу проявления снисходительности к нему по его состоянию здоровья.
- Не повсеместная доступность инклюзивного образования.
- Иногда встречаются отличия от общегосударственного учебного плана, который не позволяет учащимся продолжать своё образование.
- Отсутствие достаточного объёма информации для граждан, нуждающихся в инклюзивном типе образования. Вследствие чего возникает пласт людей, окончивших школу и не получивших дальнейшее образование, и в результате становящихся иждивенцами государства.
Некоторые выводы
Печально сознавать, что даже пройдя все ступени образования по инклюзивному типу, человек не может применить себя для пользы общества (устроиться на работу). А если удаётся устроиться на оплачиваемую работу, то только после приобретения волонтёрского опыта, которого требуется не менее трёх лет. В тоже время отрадно сознавать, что сейчас государственная политика направлена на то, чтобы ликвидировать имеющиеся минусы в инклюзивном образовании. Сделать процесс получения образования на всех уровнях общедоступным для нуждающихся в нём граждан.