Со времен начала массового автомобилестроения и установки карбюраторных двигателей все водители знали непреложную истину: перед началом движения нужно обязательно прогреть двигатель. Особенно в зимнее время года. На тот момент это было правильно и обоснованно, так как карбюратор не мог изменять уровень подачи топлива, поэтому существовало правило «пяти минут».
Перед началом движения автомобиль должен пять минут проработать на холостом ходу. В этом случае мотор выходил на рабочие обороты, и можно было начинать движение без риска его повредить. Прошло уже больше 30 лет, как началось повсеместное использование систем электронного впрыска топлива, что позволило отказаться от карбюраторов и отменить правило «пяти минут».
К чему приводит прогрев автомобиля на морозе
В рабочем режиме двигатель внутреннего сгорания работает на смеси воздуха и паров горючего (бензина), после попадания которой в цилиндр и последующего сжатия с микровзрывом поршню придается обратное движение. При пониженных температурах испарение бензина снижается, поэтому система электронного зажигания возмещает недостаток паров количеством горючего. После начала работы расход бензина увеличиваются. В результате, часть топлива не испаряется, а оседает на поршнях и стенках цилиндров, вымывая масло и приводя к увеличению износа.
Преимущества прогрева двигателя
Все инструкции по эксплуатации автомобилей содержат однозначное указание на необходимость работы мотора на холостом ходу перед началом движения.
- При изготовлении автомобиля используются материалы с различными коэффициентами расширения. Нормальная эксплуатация подразумевает наличие строго регламентированных зазоров между трущимися частями, которые могут существенно изменяться при сильном охлаждении.
- В результате прогрева коэффициенты вязкости всех жидкостей, используемых в автомобиле, приобретают рабочие параметры. В первую очередь это касается масла, обеспечивающего минимальный износ трущихся деталей.
- Разогрев снижает нагрузку на аккумуляторную батарею.
- Для работы гидроусилителя руля его элементы должны быть заполнены маслом, что происходит после снижения вязкости. При начале движения без должного уровня вязкости, регулировка зазоров будет выполняться с большими погрешностями.
- При низких температурах все стекла автомобиля покрываются слоем льда. Большинство водителей чистят только лобовое стекло и зеркала заднего вида, ограничивая обзор во время движения. За время работы на холостом ходу все окна автомобиля оттаивают (особенно при включении обогревателей) и обеспечивают 100% обзор.
Недостатки прогрева двигателя
- Рабочая температура автомобильного мотора 90 градусов. Чтобы достигнуть заданного параметра двигатель должен работать на холостом ходу около 30-40 минут, что приведет к неадекватным расходам бензина.
- Основные задачи, которые выполняет моторное масло — смазка и охлаждение движущихся частей мотора. Во время морозов вторая задача становится неактуальной. С учетом того, что технические характеристики масла начинают меняться при температуре ниже -20 градусов, прогрев двигателя для «разжижения» масла нецелесообразен.
- При работе на холостом ходу из-за переобогащения топливовоздушной смеси и увеличения в ней бензина, происходит залив свечей зажигания. Это ускоряет процесс изнашивания.
- При сильных морозах, когда мотор работает на холостом ходу загустевшее масло не доходит во время до трущихся частей, что приводит к увеличению нагрузки на них.
Рекомендации по прогреву двигателя
Различные специалисты по проектированию и эксплуатации автомобилей имеют очень аргументированные, но противоречащие друг другу мнения о необходимости прогрева. Истина же, как всегда, находится посередине.
Греть нельзя, но и не греть нельзя
Максимальный эффект дает работа на холостом ходу в течение 1 мин. Определить момент начала движения можно по показаниям тахометра или по расходу топлива. Сразу после начала работы резко увеличиваются обороты, но после того как температура мотора поднимается до +5 градусов, они начинают падать. После этого можно выезжать.
Многие думают, что искусственно добавляя обороты двигателя во время прогрева, они сокращают время до начала движения. Это категорически не так. Происходит «масляное голодание» и резкое увеличение нагрузки ведет к скачкообразному увеличению износа.
Прогрев коробки передач
При прогреве автомобиля нужно учитывать, что коробка передач находится на расстоянии от двигателя и ее нагревание происходит существенно медленнее. Это не означает, что нельзя начинать движение до полного прогрева трансмиссии, но первые несколько минут необходимо соблюдать осторожность, воздерживаться от увеличения оборотов. Первые полкилометра рекомендуется двигаться со скоростью не более 15 км./час. Этого достаточно для выхода на рабочий режим.
Подогреватель масла. Для чего он нужен
В последнее время большую популярность набирает использование подогревателей масла, которые якобы обеспечивают снижение вязкости масла за несколько минут.
Фактически, это нагреватель который запитывается от аккумулятора и опускается в отверстие для масляного щупа. Технически мощности 20-30 ватт не хватает чтобы разогреть за несколько минут 4 литра масла. Единственный эффект заключается в том, что пригорает поверхность масла, а основной объем остается холодным.
Заключение
Прогрев двигателя в зимнее время должен осуществляться не более 1 минуты на холостом ходу. Категорически запрещено увеличивать обороты и применять дополнительные устройства для прогрева масла. В процессе движения первые полминуты двигаться с малой скоростью, мягко нажимая на газ.