Батовская система обучения: плюсы и недостатки

ava2

Исторически сложилось, что система образования одной из первой реагирует на малейшие изменения в политической, экономической и культурной жизни страны и пытается выстроить педагогический процесс таким образом, чтобы все его участники и структурные компоненты соответствовали новым требованиям.

Так произошло в США в конце XIX века в небольшом городке Батавия. В нём наметилась серьёзная проблема: школьные классы из-за детей иммигрантов и переселенцев настолько переполнились, что это грозила крахом всей системы образования. Учитывая неоднородный состав обучающихся по этническим, религиозным и культурным особенностям, а также уровень их умственного развития и подготовки, учителя не успевали давать учебный материал в необходимом объёме. Росла неуспеваемость, а вместе с ней и недовольство родителей. Ситуация могла бы закончиться очень печально, если бы не одно нововведение, предложенное директором школы Джоном Кеннеди.

Батавская система индивидуализации обучения: что это такое

Примерно с середины XIX века в США начался быстрый темп экономического развития и связанное с ним увеличение роста промышленного производства. В крупные города, занятые производством, активно потянулось население, в том числе иммигранты и переселенцы. К ним присоединились освобождённые в 1863 году рабы.

Набирающая обороты индустриализация потребовала всеобщего начального образования и грамотности населения. Эту потребность должны были удовлетворить школы. Однако существовавшая система образования не могла справиться с возложенной на неё задачей.

В 1898 году в городе Батавия, расположенного на северо-западе штата Нью-Йорк, в одном из классов можно было насчитать 53 ученика. Учебный процесс практически оказался в тупике. Тогда директора школы Джона Кеннеди посетила идея внедрения индивидуализации в обучение. Позднее его система была изложена в работе «Батавская система индивидуального инструктирования» (1914).

Суть педагогической системы состояла в следующем. Учебный процесс предлагалось разделить на 2 части:

  1. Учебные занятия, проводимые учителем со всем классом.
  2. Индивидуальная работа с отдельными учениками (с мотивированными и способными или отстающими по данному предмету).

Индивидуальную работу с учениками предполагалось проводить не от случая к случаю, а сделать её систематической. Для реализации поставленной задачи в переполненные классы приглашались другие учителя, которые работали только с отстающими или способными учениками. Помощники основного педагога должны были объяснять ученикам трудные моменты в содержании учебного материала и придерживаться определённых правил:

  1. Не давали ученикам новых знаний, но при этом отслеживали, что конкретно они знают или не знают.
  2. Не выполняли задания вместо ребёнка, но обязательно видели, что он делает.
  3. Не опережали материал, который давал на уроке основной учитель.

Батавская система основной своей целью видела разумное сочетание коллективного обучения с индивидуализацией учебного процесса. Одновременно в Европе появилась похожая система, которая получила название Мангеймской системы.

Индивидуальное обучение

Плюсы Батавской системы

Система, основанная на индивидуализации обучения, обладала явными преимуществами, к которым можно отнести:

  • Учёт индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей.
  • Приобретение учениками прочной системы знаний, умений и навыков.
  • Преодоление возможного отставания одних учеников от других.
  • Формирование способности самостоятельно добывать знания.
  • Развитие индивидуальных качеств каждого ребёнка.
  • Пробуждение интереса к изучаемому предмету и к учебному труду в целом.
  • Освобождение учителя от чрезмерной нагрузки.
  • Возможность для педагога более продуктивно работать с классом, равномерно распределяя своё время между всеми учениками.
  • Возможность охватить образованием как можно большее количество детей.

Индивидуальную работу мог проводить и один учитель, если это позволяло количество учеников в классе. Джон Кеннеди утверждал, что не придумал какую-то новую систему, а лишь доработал и систематизировал давно существовавший индивидуальный подход к ученику. При этом учитель больше не тратил общее время урока на общение с плохо подготовленными или отстающими учениками и испытывал меньше стресса. Дети, особенно медлительные, также избавились от чувства давления авторитета педагога и в результате в конечном итоге лучше усваивали учебный материал.

Недостатки системы

Батавская система обучения, помимо очевидных плюсов, имела и некоторые недостатки. К её наиболее существенным недочётам можно отнести:

  • Ориентация на «среднего» или «слабого» ученика. Как бы учителя ни стремились охватить своим вниманием всех детей в классе, можно с уверенностью утверждать, что сильные и способные ученики вынуждены были «плестись в хвосте» (так как задача помощников учителя – не опережать материал, изучаемый на уроке).
  • «Расчленённость» и неоднородность учебного материала для детей с разным уровнем подготовленности.
  • Неодинаковые условия и требования к разным ученикам.
  • Большие временные затраты на достижение поставленных задач.
  • Недостаточная управляемость познавательной деятельностью учеников со стороны педагогов.
  • Необходимость привлекать дополнительных педагогов в качестве помощников. Из-за этого могли происходить недоразумения, связанные с личностными особенностями самих педагогов, а также с их индивидуальными стилями преподавания.

Рекомендации

Отдельные элементы системы могут быть использованы в условиях современного образовательного учреждения. Например, идея индивидуализации в обучении находит отражение в разработке индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, позволяющих сделать получение знаний более осознанным и интересным.

Правила использования технологии индивидуализации в обучении:

  1. Участие обучающихся в отборе необходимых им знаний и учебного материала.
  2. Ориентация на интересы и потребности учеников.
  3. Рациональное сочетание коллективной и индивидуальной форм работы.

Вывод

Батавская система обучения в целом показала свою эффективность и выполнила главную задачу – охватить образованием как можно большее количество детей. Многие идеи этой системы не утратили своей актуальности и в наши дни, найдя применение в современных педагогических технологиях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *