На протяжении многих веков единой правовой формы управления людьми не существовало вовсе. На основе кровного родства складывались общины. Общинный способ ведения хозяйства долгое время была удобна для людей. Однако ученые уже в ней усматривают предпосылки к возникновению нового типа организации жизни в обществе – государственности. Историки, этнографы и социологи выдвигали разные версии, объясняющие становление цивилизованной системы управления в социуме. Одной из них является диффузная теория происхождения государства.
Суть диффузной теории происхождения государства
Диффузную теорию разработал Ф. Гребнер. В переводе с латинского языка ее название трактуется как «распространяющаяся, растекающаяся, рассеивающаяся». Немецкий этнограф опровергал положения коллег о том, что развитие человеческого общества идет в соответствии с историческими законами. Он полагал, что движущей силой развития цивилизованных способов управления в социуме является передача опыта эффективного социального взаимодействия от одного народа другому.
Главным механизмом возникновения правовой власти он считал подражание. Изучая историю разных стран, ученый обнаружил, что к правовому регулированию социально-экономической и политической жизни разные поселения пришли в разное время. Этот факт лег в основу его концепции: между соседними поселениями в том или ином виде существовало взаимодействие, в результате которого люди перенимали обычаи и традиции. Точно также от одной общины к другой распространилось представление о государственных методах управления.
Пробуя централизованную организацию жизни, народ пришел к выводу, что она наиболее выгодна и удобна, чем первобытнообщинный тип жизни. Поэтому государственность вскоре заняла доминирующее положение.
Достоинства диффузной теории происхождения государства
Разработанная Ф. Гребнером теория имеет ряд плюсов:
- Централизованная власть рассматривалась автором как высший этап развития общества. Диффузная теория происхождения государства основывается на том, что появление правового регулирования политической и экономической жизни в том или ином обществе знаменует успешное завершение им предыдущих стадий развития. К моменту зарождения государственности в обществе изменился уклад производственной сферы, сформировались критерии оценки человеческого труда, ценился не только физический труд, но и интеллектуальный.
- Автор представил логичное видение процесса становления новой формы правления, обратив внимание на взаимодействие разных народов.
- Становление государственности обусловлено, по мнению автора, естественным стремлением народа сделать свою жизнь лучше. Во все времена люди сравнивали свои условия жизни с условиями организации быта соседей. Придя к выводу, что соседние племена испытывают меньше трудностей, они стремились выяснить, что способствует комфортной жизни. Так, централизованное управление перенималось разными народами как главное условие благополучия.
- Анализируя опыт других народов, люди учитывали как положительные стороны новой формы организации власти, так и отрицательные моменты этого процесса. В результате приемниками удавалось избежать ошибок. Вдумчивый подход к инноватике обусловил некоторые индивидуальные особенности органов власти в разных странах.
- Концепция этнографа в полной мере отвечает принципу историзма. У разных народов свой путь развития, свой менталитет. Поэтому зарождение и становление государственности в разных странах шло с разной скоростью.
- Автор не критикует народы, которые позже пришли к цивилизации, не принижает их, не считает их менее развитыми. Разные темпы становления цивилизованного общественного управления объясняются не интеллектуальным потенциалом населения того или иного региона, а внешними факторами.
- Концепция учитывает природные, климатические и социальные факторы, оказывающие влияние на социально-экономическую и политическую жизнь общества.
Недостатки диффузной теории происхождения государства
Несмотря на ряд сильных сторон, диффузная теория имеет и некоторые недостатки:
- Теория подробно описывает процесс распространения новой формы организации жизни в человеческом сообществе, однако ничего не говорит о том, как зародилась государственность, где и почему образовался ее первоисточник.
- Концепция не поясняет, почему в некоторых обществах данная рациональная форма организации общественной жизни не прижилась. Некоторые племена до сих пор используют общинную форму.
- Автор говорит о том, что люди перенимали опыт соседних поселений, однако не уточняется, каким образом это происходило. Если обратиться к историческим фактам, то можно прийти к выводу, что в период становления правовой системы власти разные народы являлись скорее конкурентами в борьбе за ресурсы, чем союзниками в становлении цивилизованных форм организации общественной жизни.
- Диффузная теория не раскрывает глубинных причин возникновения государственности.
- Автор концепции не говорит о предпосылках возникновения государства. В теории уделяется недостаточное внимание изучению периода, который предшествовал новой форме организации общественной жизни.
Вывод
Таким образом, диффузную теорию происхождения государства можно считать научной, в ней прослеживается историзм и логичность изложения. Однако признать ее универсальной нельзя: в ней нет объяснения многих ключевых моментов возникновения государственности.