Попадание антифриза во внутреннюю конструкцию мотора – одна из распространённых неисправностей двигателей внутреннего сгорания. Данное явление может случиться на любом авто, независимо от модели и производителя. Охлаждающая жидкость поступает в смазочную систему, что негативно сказывается на её работе. Это может привести к возникновению различных последствий для автомобиля, в том числе требующих дорогостоящего ремонта.
Признаки и причины попадания антифриза в ДВС
Определить неполадку можно по следующим признакам:
- Снижение количества антифриза в системе охлаждения (СО).
- Нестабильная работа мотора, он начинает троить.
- Масляный щуп покрылся белёсым налётом тосола.
- Внутренняя сторона крышки клапанов покралась белым налётом. Внутри колбы также могут присутствовать такие пятна.
- На высоких оборотах в расширительном баке начинают появляться воздушные пузыри.
- Подтеки смазки на наружных поверхностях.
- На свечах и картере видны следы антифриза.
- Повышение концентрации угарного газа, выхлоп приобретает белый оттенок и напоминает пар.
- Быстрое потемнение смазки.
К самым распространённым причинам неполадки относятся:
- Износ, пробитие или деформация прокладки ГБЦ.
- Некачественный монтаж прокладки головки.
- Нарушена герметичность теплообменника.
- Низкокачественный тосол. Он мог замёрзнуть в мороз, что чревато повреждениями головки блока в процессе оттаивания. На гильзах цилиндра образуется ржавчина.
- Засорение или неправильный монтаж жидкостного насоса.
Негативные последствия для двигателя
Проникновение даже малого количества жидкости из системы охлаждения чревато такими последствиями для силового агрегата:
- Ухудшение рабочих качеств смазки. Антифриз состоит из специального концентрата и дистиллированной воды, поэтому значительно снижает смазывающие свойства масла при смешивании с ним.
- Ускоренный износ ДВС. Если проблему не устранить своевременно, может возникнуть необходимость проведения капитального ремонта мотора.
- Появление стука в процессе работы. Он возникает практически сразу после попадания жидкости во внутреннюю конструкцию. Чаще всего стук издают вкладыши коленчатого и распределительного валов. Резко возрастает нагрузка на подшипники (вкладыши), из-за чего на их поверхности появляются дефекты, что приводит к стуку.
- Практически полное стирание рабочей поверхности вкладышей. Детали изменяют цвет, обычно приобретают бурый оттенок, на них появляются царапины и другие механические повреждения. Присадки, присутствующие в моторном масле, преобразуются в абразивные шарики при смешивании с антифризом, которые и повреждают функциональный слой подшипников.
- Быстрый перегрев двигателя даже при незначительной нагрузке. Масло получается разбавленным, хуже смазывает элементы силового агрегата, вследствие чего увеличивается сила трения и резко возрастает нагрев. Масляная смесь при этом приобретает консистенцию эмульсии.
- В масле с тосолом формируются твёрдые цинковые и кальциевые соединения с фосфором, способные повредить практически все внутренние элементы блока цилиндров, включая его стенки.
- Засорение каналов, через которые по двигателю циркулирует смазка. Они забиваются эмульсией, образованной в процессе смешивания антифриза с маслом. Мотор недостаточно качественно смазывается и охлаждается, что приводит к резкому снижению его эксплуатационных характеристик.
Все отрицательные последствия заключаются в механическом износе блока цилиндров и других элементов конструкции. Вода из антифриза достаточно быстро испаряется, а присадки превращаются в твёрдые шары, образующие царапины на стенках блока, вкладышах, поршнях и других деталях. Поверхности значительно быстрее изнашивается, двигатель начинает издавать заметный стук.
Поломку важно устранить максимально быстро, в противном случае может потребоваться капремонт. К негативным последствиям приводит даже минимальное проникновение охлаждающей жидкости внутрь мотора. Если своевременно не устранить неполадку, блок цилиндров может деформироваться и полностью прийти в негодность.
Полезные советы для автовладельцев
Проникновение тосола в силовой агрегат и смешивание с маслом может привести к катастрофическим последствиям. Такие же последствия актуальны и в тех случаях, когда владелец автомобиля использует не специальный антифриз, а обычную воду. Если появились такие признаки как белый цвет выхлопа, пузыри в расширительном баке, падение уровня жидкости, повышение уровня масла, образование эмульсии на деталях смазочной системы, эксплуатацию мотора следует немедленно прекратить.
Необходимость выполнения капитального ремонта может возникнуть даже при попадании небольшого количества жидкости. После устранения неполадки важно полностью заменить масло. При этом необходимо перед заливкой нового масла использовать специальную промывочную жидкость. Промывка удалит все загрязнения, которые образовались вследствие попадания тосола.
Чаще всего к неисправности приводит именно деформация прокладки ГБЦ. Она может трескаться и прогорать. Данный элемент является неремонтопригодным, поэтому поломка устраняется только заменой. При выполнении ремонта следует соблюдать рекомендации производителя. Желательно использовать оригинальные запчасти. При установке новой головки важно следовать техническим указаниям производителя по силе и порядку затяжки ГБЦ.