Все педагогические работники раз в несколько лет проходят аттестационные мероприятия. Порядок и частота аттестаций установлены приказом Минобрнауки России в 2014 году. Раз в пять лет сотрудники школ и колледжей подтверждают своё соответствие занимаемым должностям, что и является основной целью аттестации.
Помимо этого, данные мероприятия стимулируют постоянное профессиональное развитие, повышение эффективности преподавательской деятельности, а также установление квалификационных категорий, которые влияют на заработную плату. Аттестация включает в себя как информационные блоки – сбор и подача документов в аттестационную комиссию, экспертиза портфолио, – так и практические: тестирования и открытые уроки.
Что такое открытый урок?
Открытый урок или открытое занятие – это многогранное мероприятие, которое направлено не только на оценку педагога аттестационной комиссией, но и позволяет учителю поделиться своими педагогическими приемами и опытом ведения занятий с коллегами.
Как правило, открытый урок включен в программу и проводится в рамках учебного плана и отведенных на дисциплину часов. Никаких ограничений темы или наполнения занятия нет.
Перед проведением открытого урока составляется план. Он включает в себя общую информацию о предмете, дате и времени проведения урока, теме, аудитории и классе или группе, которые будут задействованы. Далее педагог формулирует методическую цель урока: то, что он хочет продемонстрировать, например, некий инновационный педагогический метод. Также указываются 3 цели урока, образовательная, воспитательная и развивающая. После этого педагог составляет план-сетку урока, где обозначаются основные этапы занятия и время, отведенное на них.
Как правило, указываются раздаточные материалы, пособия, программы и электронные ресурсы, которые планируется задействовать на занятии.
Открытый урок по своему содержанию ничем не отличается от обычного. Единственное различие состоит в том, что на нем присутствуют члены аттестационной комиссии. Их задача – оценить уровень мастерства преподавателя и дать комментарии и рекомендации. Как правило, для этого используются бланки с критериями оценивания. Комиссия оценивает как личные качества преподавателя и его взаимодействие с аудиторией, так и профессиональные.
Достоинства открытого урока как формы аттестации педагогов
Открытые занятия имеют ряд неоспоримых преимуществ, благодаря которым они стали частью аттестации.
- Возможность оценить преподавателя в деле. Поскольку работа учителя – это чисто практическое занятие, то и оценивать его нужно, погружаясь в среду. Глядя на план занятия или протестировав теоретические знания педагога, невозможно понять, как он ведет занятие. И только личное присутствие оценивающего в аудитории позволяет увидеть практическую сторону преподавания.
- Обмен знаниями. Не стоит рассматривать открытые уроки исключительно как проверку педагога, ведь это отличная возможность поделиться новыми образовательными методиками и приемами. Именно поэтому открытые уроки часто посещают коллеги, не входящие в состав комиссии.
- Старательность учеников. Присутствие посторонних людей на уроке заставляет учеников лучше готовиться к занятию, лучше себя вести и активнее работать на уроке.
- Качественная подготовка. К открытым урокам учителя готовятся заранее. А это значит, что педагог задействует максимум внешних и внутренних ресурсов. Такой урок может стать мотивацией для дальнейшей работы, встряской, которая поможет избежать профессионального выгорания и двигаться вперед.
- Обучение новых педагогов. Открытый урок от опытного преподавателя может стать прекрасным мастер-классом для новичка, который только начинает свой педагогический путь.
Недостатки открытого урока
Несколько десятилетий назад открытые уроки проводились значительно чаще, чем сейчас. Это связано с некоторыми недостатками такой формы аттестации.
- Волнение. Любая проверка всегда волнительна для всех ее участников. Учителя переживают о качестве своей работы и мнении комиссии, а ученики испытывают дискомфорт от присутствия посторонних людей в аудитории. Это может привести как к пониженной активности, так и к гиперактивности. Кроме того, ученики могут смущаться отвечать, боясь дать неправильный ответ и подвести учителя.
- Снижение эффективности. Дискомфорт учеников приводит к тому, что ухудшается восприятие информации. Велика вероятность, что то, что было пройдено на открытом уроке, придется изучать заново, потому что и дети, и учитель больше сконцентрированны на правильности поведения и соответствии плану, чем на реальном качестве работы. Учителя часто допускают ошибку и перегружают открытое занятие учебными материалами, используя и таблицы, и музыку, и видео, и конспекты, и раздаточный материал в рамках всего лишь одного 40-минутного урока. И пусть выглядит всё это ярко и интересно, реальный результат может не соответствовать первому впечатлению
- Подготовленность. Открытое занятие, если о нем известно заранее, всегда подготовлено качественнее, чем обычное. Иногда доходит до того, что учителя репетируют вопросы и ответы с учениками. Естественно, по такому занятию нельзя судить о работе педагога и применяемых методиках, ведь есть вероятность, что остальные уроки проходят совершенно по-другому.
- Необъективность оценки. Члены аттестационной комиссии чаще всего не знают особенностей класса или группы, поэтому действия учителя не могут быть объективно оценены как обоснованные. Например, излишнее «разжевывание» материала может быть оценено комиссией как отрицательный момент, даже если класс действительно нуждается именно в таком подходе.
- Отсутствие самоанализа. Аттестационные открытые уроки оцениваются комиссией, а сам педагог обычно не принимает участия в анализе занятия. Таким образом, мероприятие теряет свои возможные положительные аспекты в виде пользы для профессионального развития, поскольку педагог не анализирует свои действия, а лишь получает готовую оценку от комиссии.
Открытые уроки: быть или не быть?
Открытое занятие действительно позволяет оценить уровень мастерства преподавателя, атмосферу в классе и многое другое, но лишь в том случае, если урок не заготовлен заранее, если наблюдатели хорошо знакомы классу и не смущают их или вообще скрыты. Последний вариант, кстати, наиболее предпочтителен. Именно такой способ контроля качества занятий применяется в некоторых организациях дополнительного образования.
В кабинетах установлено видеонаблюдение и ведется запись. Педагог и ученики знают, что абсолютно любое занятие может быть просмотрено наблюдателями. Это лишает учителя возможности подготовить конкретный отчетный урок лучше, чем другие, а ученики меньше нервничают, поскольку быстро привыкают к наличию камеры и не обращают на нее внимание. Кроме того, комиссия должна располагать общей информацией об особенностях класса: их уровне знаний, особенностях поведения, темпераменте и ведущих каналах восприятия. Именно такое наблюдение позволяет дать объективную оценку ситуации на занятии. Сейчас во всех школах, где проводится ЕГЭ, установлены системы видеонаблюдения, которые можно использовать и в рамках аттестационных мероприятий, что снизит стресс для всех участников и позволит получить максимально объективные результаты.