ГАЗ-66: плюсы и недостатки грузового автомобиля

ГАЗ 66: плюсы и недостатки грузового автомобиля

ГАЗ-66 – легендарный грузовой автомобиль с повышенной проходимостью и средней грузоподъёмностью. Серийно выпускался в СССР Горьковским автомобильным заводом, начиная с 1964 года. После распада СССР производство было приостановлено и снова возобновлено до 1995 года. Штучная сборка из оставшихся комплектующих шла до 1999 года.

Знаменитые внедорожные качества обусловлены колёсной формулой 4×4, короткими свесами, удачной компоновкой и грамотно подобранной трансмиссией. Кабина расположена над двигателем. За годы выпуска автомобиль многократно дорабатывался. В 1968 разработана пневматическая система, обеспечивающая контроль давления в шинах.

ГАЗ-66 активно использовался в народном хозяйстве Советского Союза. Благодаря своим характеристикам был поставлен на вооружение Советской армии. Активно использовался во время войны в Афганистане. За созвучие с двумя шестёрками получил народное прозвище «Шишига».

Основные характеристики и особенности «Шишиги»

Автомобиль имел военные и гражданские модификации. Характеристики базовой модели:

  • Длина кузова с лебёдкой – 5806 мм, ширина – 2322 мм, высота по верхней кромке тента – 2520 мм, по верху кабины водителя – 2490 мм.
  • Грузоподъёмность базового варианта – 2000 кг.
  • Масса пустого автомобиля с водителем – 3470 кг. Максимально допустимая – 5940 кг.
  • Клиренс в зависимости от давления в шинах и используемых покрышек – 315-870 мм.
  • Минимальный радиус разворота – 9500 мм.
  • Грузовик комплектовался двумя топливными баками объёмом по 105 литров каждый при среднем расходе топлива 25 литров на 100 км.
  • Штатный мотор – ЗМЗ-66. Мощность – 120 л.с.
  • Максимальная скорость была ограничена на заводе и составляла 90 км в час. Без ограничителя автомобиль мог развить скорость 120 км в час.
  • Коробка передач 4-х ступенчатая. Раздаточная коробка двухступенчатая, с подключаемым передним приводом.

Грузовик ГАЗ-66

Кроме всевозможных грузовых вариантов, на базе ГАЗ-66 выпускались автобусы: НЗАС-3964, Волгарь-39461, АПП-66, ПАЗ-3101, ПАЗ-3206 и их полноприводные версии ПАЗ-672, ПАЗ-3205. Такие автобусы использовались для доставки геологов и рабочих в труднопроходимой местности.

В техническом задании на проектирование грузовика была заложена высокая проходимость. Транспорт должен обеспечить эксплуатацию в условиях полного бездорожья, горной местности, заболоченных участков. Глубина преодолеваемой водной преграды – 800 мм. Максимальный угол атаки встречного препятствия – 40 градусов.

Использование кулачковых дифференциалов обеспечивает повышенное внутреннее сцепление. Эта особенность исключает пробуксовку колёс, имеющих разное сцепление с грунтом. Снижение давления в шинах позволяет распределить массу автомобиля по большей поверхности. Такое решение позволяет двигаться по неустойчивым заболоченным грунтам.

Предпусковой обогрев обеспечивает запуск мотора при низкой температуре окружающей среды. Для суровых условий устанавливалось двойное остекление кабины, дополнительный аккумулятор.

Салон ГАЗ-66
Салон ГАЗ-66

Плюсы автомобиля ГАЗ-66

Не каждый автомобиль получает всенародное признание и выпускается на протяжении 35 лет. Рассмотрим положительные стороны, из-за которых «Шишига» стала столь популярной:

  • Высокая проходимость в любых условиях. Этот автомобиль был создан для этого.
  • Надёжность в дальней дороге.
  • Динамика.
  • Пневматическая система подкачки шин и регулировки давления.
  • Простая и понятная конструкция, обеспечивающая возможность несложного ремонта в походных условиях своими силами.
  • Доступность запасных частей на просторах стран постсоветского пространства.
  • Для облегчения управления грузовиком использованы синхронизаторы в механической коробке передач. С той же целью разработаны гидравлический привод сцепления, вакуумный усилитель тормозной системы с раздельным контуром, гидроусилитель рулевой колонки.
  • Стояночный тормоз на все колёса при условии включения раздаточной коробки на передний мост.
  • Рессорная подвеска с амортизаторами, обеспечивающая плавный ход.
  • Откидная кабина. Облегчает ремонт силовой установки.
  • Зимой от мотора поступает дополнительное тепло.
  • Высокое расположение кабины. Позволяет преодолевать водные препятствия с комфортом.
  • Автоматическая блокировка дифференциала совместно со встроенной лебёдкой способны вытащить транспорт из самой сложной ситуации.
  • Экранированная электропроводка для преодоления водных препятствий вброд.
  • Не боится загрязнений любых видов.
  • Длительный интервал между техническим обслуживанием. Позволяет преодолевать большие расстояния.
  • Устойчивость. Несмотря на приличный дорожный просвет, грузовик имеет низкий центр тяжести.
  • Рамное шасси. При высоких нагрузках способно скручиваться с обратимой деформацией.
  • Вал отбора мощности.
  • Облегчённый пуск мотора в холодных условиях.
  • На ступице колёсного диска предусмотрена подножка. Помогает при посадке в кабину, защищает пневматический шланг.
  • Универсальность. Десятки модификаций для гражданских и военных нужд.

Проходимость ГАЗ-66

У легенды могут быть недостатки

Недостатки у ГАЗ-66 тоже имеются. За годы эксплуатации водители отмечали следующее:

  • Большой расход топлива. По паспорту заявленные 25 литров на 100 км запросто превращаются в 40.
  • Неудобная кабина. Водителю с длинными ногами и короткими руками в ней приходилось нелегко.
  • Отсутствие отделки салона. Только металл. Дело не в красоте, а в промерзании зимой и сильном нагреве жарким летом.
  • Задняя рессорная подвеска с заблокированным дифференциалом боится перегрузки.
  • Рычаг переключения передач находится справа позади водителя. Это связано с конструктивной особенностью крышки над двигателем. Водители говорят, что это дело привычки.
  • В жаркую погоду тепло от двигателя может доставлять дискомфорт.
  • Не очень удобное расположение узлов. При ремонте приходится испачкаться.
  • Не предусмотрено спальное место для пассажира. Водительское спальное место оборудовано условно. Можно подвесить гамак на два крюка в кабине.
  • Автомобиль не предназначен для узких улиц, тесных парковок и городского трафика с пробками. Но он для этого и не создавался.
  • Система регулирования давления в шинах требует постоянного ухода. Грязь в сальниках может привести её в неисправное состояние.
  • В зимних условиях на Севере отопитель не очень справляется. Зависит от версии транспорта.
  • В жару отмечена недостаточная штатная вентиляция.

Что можно сказать в целом о ГАЗ-66

В целом автомобиль превзошёл все ожидания самих конструкторов. При его создании никто не рассчитывал на такой длительный срок выпуска, эксплуатации и миллионный тираж. Грузовики шли на экспорт в страны с умеренным и жарким климатом.

Массовый выпуск и использование автомобиля на службе в армии позволили сохранить многие экземпляры на хранении. Можно найти законсервированный вариант с нулевым пробегом. Грузовик стал находкой для гаражных мастеров. На его базе конструируют охотничьи автомобили, внедорожники, дома на колёсах.

ГАЗ-66 живёт в наши дни. Это живая легенда, напоминание о талантливых людях, которые его создали.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *