Амортизатор – элемент подвески автомобиля, отвечающий за сглаживание вибраций, колебаний и ударов в процессе движения. Предотвращает раскачивание кузова, что важно не только для комфорта езды, но также устойчивости и управляемости транспортного средства.
Существуют масляные (гидравлические) и газовые (газонаполненные) амортизаторы для автомобилей. Многие автовладельцы предпочитают газовые изделия, исходя из их эффективности и надёжности. Но, такие модели имеют и свои недостатки, которые следует учитывать при выборе.
Конструкция и принцип работы
Газовый амортизатор (стойка) состоит из таких основных элементов:
- Корпус цилиндрической формы.
- Шток.
- Поршень, установленный на шток.
- 2 клапана (обратного и прямого хода), интегрированных в поршень.
- Поплавок-поршень, разделяющий масло и газ.
- Уплотнительные прокладки (сальники).
Несмотря на то, что амортизатор называется газовым, в нём также присутствует масло, необходимое для усиления гидравлического эффекта и минимизации износа деталей вследствие трения. При движении поршня масло вытесняется, в результате чего происходит сжатие газа. При возвратном движении масло проходит через обратный клапан, а давление газа возвращается к исходному.
В классической гидравлической стойке, где вместо газа используется воздух, масло достаточно быстро нагревается и вспенивается, что приводит к ухудшению работы подвески. Для предотвращения вспенивания вместо воздуха в полости узла закачивается газ под давлением. Как правило, используется азот.
В такой стойке, в отличие от масляного аналога, отсутствует дополнительная рабочая камера (цилиндр). Функцию рабочего цилиндра выполняет корпус изделия. Поэтому такие амортизаторы также называют однотрубными. При этом за счёт наличия поплавка-поршня конструкция фактически разделяется на 2 рабочие камеры. Внизу находится азот или другой газ под высоким давлением. Вверху узла находится масло, в котором происходит движения штока с поршнем. Так как нет классической рабочей камеры, клапан прямого хода расположен непосредственно на поршне, рядом с обратным клапаном.
За счёт наличия сжатого газа и масла обеспечивается более мягкое движение пружин. Такая подвеска имеет высокую жёсткость, что обеспечивает надёжную поддержку кузова. Пружины колеблются менее резко и часто, что обеспечивает повышенный уровень комфорта в салоне. Благодаря отсутствию резких толчков повышается управляемость автомобиля, что критически важно в плане безопасности. Однако газонаполненные стойки делают подвеску более жёсткой, в отличие от гидравлических, поэтому менее эффективны при езде по неровным дорогам и пересечённой местности.
Перед установкой на авто такие амортизаторы обязательно нужно прокачивать. Это обусловлено тем, что в процессе хранения возможно перетекание рабочей жидкости во внешний цилиндр и попадание газа во внутренний. Без прокачки стойки будут стучать, вследствие чего клапана могут повредиться, что приведёт к полному выходу из строя. Для прокачки необходимо:
- Расположить стойку вертикально штоком вверх.
- Аккуратно до упора нажать на шток.
- Удерживать шток порядка 3 секунд.
- Отпустить шток, чтоб он полностью вышел.
- Повторить процедуру 3-5 раз.
Преимущества газовых амортизаторов
К основным достоинствам стоек данного типа можно отнести:
- Высокая жёсткость подвески за счёт повышенного давления газа. Благодаря этому повышается управляемость автомобиля и устойчивость кузова. Во время езды кузов меньше раскачивается, что позволяет водителю полностью контролировать авто.
- Низкая чувствительность к низким температурам. Даже в сильные зимние морозы амортизирующие характеристики подвески не ухудшаются, поскольку свойства газа не изменяются при снижении температуры. Если замёрзнут масляные амортизаторы, в начале движения будет казаться, что они вовсе отсутствуют, с газовыми подобного не происходит.
- Предотвращение перегрева. За счёт разделения масла и газа предотвращается перегрев стоек, что критически важно при дальних поездках.
- Надёжность. Срок службы примерно на 40-50% больше в сравнении с гидравлическими аналогами. Это обусловлено отсутствием дополнительных деталей, приводящих к трению и перегреву.
- Более надёжное сцепление с дорожным покрытием, что повышает управляемость и безопасность.
- Даже в случае утечки газа вследствие разгерметизации камеры стойка частично сохранит работоспособность за счёт наличия масла. Благодаря этому можно как минимум добраться до автомастерской без эвакуатора.
- Способность выдерживать высокие нагрузки. Газонаполненный амортизатор выдерживает гораздо больший вес, чем масляный.
Недостатки газонаполненных амортизаторов
Несмотря на массу положительных характеристик, у таких стоек имеются и свои минусы:
- Высокая стоимость. В сравнении с масляными аналогами цена выше в среднем на 60-80%.
- Низкая ремонтопригодность. Обычно в случае выхода из строя такие амортизаторы не подлежат ремонту, требуется полная замена.
- Вследствие повышенной жёсткости снижается комфорт езды по неровному дорожному покрытию и пересечённой местности. Можно повысить мягкость путём замены других деталей подвески, но это влечёт дополнительные затраты.
- На некоторые модели авто такие стойки установить невозможно из-за особенностей конструкции подвески и креплений.
- Необходимость обязательной прокачки перед установкой на транспортное средство. В противном случае амортизаторы будут работать неправильно и могут выйти из строя.
Выводы и советы
Газовые амортизаторы считаются более технологичными, надёжными и эффективными в сравнении с масляными. Однако их установка оправдана не всегда. При езде по ровным дорогам они обеспечивают высокий уровень комфорта, устойчивость авто и служат достаточно долго. Но, уровень комфорта при езде по неровной дороге будет ниже, в отличие от масляных стоек. Поэтому важно учитывать личные потребности.
Газонаполненные модели хорошо подойдут любителям спортивной езды благодаря высокой жёсткости. Также следует учитывать, что для установки газонаполненных амортизаторов вместо масляных часто приходится менять и другие элементы подвески. Если важна мягкость подвески, стоит выбрать масляные амортизаторы, жёсткость – газовые.