Гидравлические тормоза для велосипеда считаются одними из самых эффективных и надёжных. Обеспечивают высокую отзывчивость срабатывания тормозных механизмов. Устанавливаются на большинство современных велосипедов, прежде всего на те, которые используются для горных поездок.
Также часто используются в скоростных велосипедах поскольку обеспечивают возможность быстрого сброса скорости при необходимости. Но, как и другие виды тормозных систем, обладают своими преимуществами и недостатками, которые важно учитывать при выборе.
Особенности и разновидности
Система на основе гидравлики по многим параметрам схожа с механикой. Используется для безопасной и эффективной остановки или снижения скорости. Но, в данном случае для передачи усилия на тормозные колодки применяются не тросики, а гидравлическая линия. Последняя соединяет рычаги управления с тормозящим механизмом. Последний бывает дисковым, гидравлическим или ободным. Основными конструктивными узлами системы являются:
- Тормозная ручка, закреплённая на руле. Имеет такие конструктивные элементы:
- Рычаг для передачи усилия.
- Поршень, получающий усилие посредством ручки.
- Цилиндр, толкающий жидкость по гидролинии.
- Гидравлическая линия (гидролиния). Выполнена в виде трубки, соединяющей ручку и калипер.
- Калипер, передающий полученное через гидролинию усилие на рабочие цилиндры и поршни.
В гидравлическую линию заливается масло или специальная тормозная жидкость. Последняя работает под давлением, что обеспечивает эффективную передачу усилия. После нажатия рычага цилиндр толкает жидкость, за счёт чего она приводит в действие другой цилиндр, закреплённый на вилке или раме. Второй цилиндр запускает поршень и колодки, блокирующие колесо диском. Такая система является герметичной. Жидкость находится в постоянном агрегатном состоянии, за счёт чего и действует гидравлика.
В отличие от ободных тормозов дисковые системы обеспечивают остановку путём сжатия установленного на колесе диска. При нажатии ручки диск зажимается колодками, благодаря чему и происходит остановка. В зависимости от конструкции тормозного цилиндра такие системы классифицируются на 3 вида:
- Однопоршневые. Недорогие модели, в которых применяется всего 1 колодка. На практике используются редко.
- Двухпоршневые. Могут оснащаться плавающими или оппозитными поршнями.
- Многопоршневые. Состоят из нескольких колодок, что обеспечивает максимальную эффективность.
Чаще всего устанавливают двухпоршневые механизмы, оснащённые оппозитными поршнями. Иногда используют и однопоршневые модели, но они значительно менее эффективны. Многопоршневые механизмы обычно устанавливают только на велосипеды для езды с крутых возвышенностей, к примеру, в горах, и обеспечивают наибольшую эффективность торможения.
Дисковые тормоза на основе гидравлики считаются одними из наиболее надёжных. Но, они достаточно сложные в ремонте. При этом система очень износостойкая.
Преимущества гидравлических тормозов
К основным достоинствам таких систем можно отнести:
- Высокая скорость и точность срабатывания. Тормозной механизм приводится в действие практически моментально после нажатия ручки. Велосипедист может практически идеально точно управлять силой торможения.
- Выносливость. Система способна выдерживать высокие нагрузки, что особенно важно при агрессивной езде.
- Надёжность. В отличие от механики, такие тормоза гораздо более надёжны.
- Отзывчивость. Все узлы моментально срабатывают при нажатии ручки благодаря использованию технологии гидравлики.
- Высокая сила торможения. Сила может быть настолько высокой, что её можно даже сравнить с работой стоп-крана. При этом велосипедисту не нужно прикладывать значительное усилие, для остановки достаточно нажать рычаг 1-2 пальцами.
- Регулировка усилия. Пользователь может резко остановиться, полностью нажав рычаг, или плавно и безопасно притормаживать, регулируя силу торможения посредством ручки.
- Износостойкость благодаря минимальному риску обрыва тросиков. Система практически полностью защищена от внешних воздействий, благодаря чему обеспечивается длительный срок службы.
- Рубашки не засоряются даже при езде по грязи, поэтому система остаётся максимально эффективны в любых условиях.
- Жидкость в гидролинии не замерзает, что обеспечивает эффективное торможение даже при катании в сильные морозы.
- Тормозной механизм, установленный на раме или вилке, значительно медленнее изнашивается в сравнении с классической механикой.
Недостатки тормозных систем на основе гидравлики
Несмотря на большое количество положительных характеристик, у таких механизмов имеются и свои минусы:
- Высокая стоимость. Цены на один и тот же велосипед с гидравликой и механикой значительно отличаются. Это обусловлено более высокой технологической сложностью гидравлических узлов.
- Сложность обслуживания. Необходимо досконально разбираться в конструкции всех узлов, поэтому не каждый владелец велосипеда сможет перебрать систему самостоятельно.
- Шланги и трубки системы являются достаточно уязвимыми. При их повреждении тормоза, как правило, оказываются полностью неисправными. Заменить эти детали в полевых условиях крайне сложно. Поэтому для снижения риска поломки следует бережно эксплуатировать велосипед, особенно при езде в горной и пересечённой местности.
- Необходимость использования специальной жидкости. Если она подобрана неправильно, могут выйти из строя все узлы механизма.
- Большой вес конструкции. Это может быть критическим фактором для скоростных велосипедов, где важна максимальная лёгкость.
- Неудобство установки колёс. Конструкция достаточно массивная, состоит из множества деталей, поэтому монтировать колёса относительно неудобно.
- Риск протечки гидролинии. Это может привести к неисправности всей системы. В полевых условиях устранить протечку и долить жидкость не всегда удаётся.
Выводы и советы
Гидравлические дисковые тормоза считаются самыми надёжными и эффективными, поэтому пользуются большой популярностью у велосипедистов. Обеспечивают плавное и чёткое торможение, что повышает безопасность езды. Особенно хорошо подходят для экстремального и скоростного катания, когда может возникнуть необходимость быстрой остановки. Подходят для установки на большинство моделей велосипедов, включая самые бюджетные.
Подходят для горных походов и велотуризма, когда необходимо перевозить большое количество вещей, повышающих нагрузку на велосипед. Гидравлика моментально срабатывает и обеспечивает остановку с небольшим тормозным путём, что повышает комфорт и безопасность езды.