Государственный долг – это общая сумма имеющихся в конкретный момент времени задолженностей, которые были получены государством для компенсирования дефицита бюджета, а также непогашенных процентов за использование этих займов.
Рассмотрим основные причины образования госдолга и его последствия.
Формирование госдолга
Долговые обязательства страны состоят из государственных займов, кредитных договоров, ссуд и других форм заимствования денежных средств, а также рефинансирования и пролонгации имеющихся долгов и принятые на себя государством обязательства третьих лиц.
Государственный долг бывает двух видов: внешний и внутренний. Внешний госдолг формируется за счет кредитов от международных организаций и других государств, внутренний – за счет кредитов и займов от национальных банков. Государственный долг рассчитывается исходя из задолженностей прошлых лет и вновь образованной задолженности.
Государство может получить заимствование только для осуществления определенных целей, таких как:
- Погашение внешнего госдолга или финансирование собственного бюджета (в данном случае денежные средства одалживаются, как правило, у международных финансовых организаций)
- Обеспечение гарантий по выполнению контрактного договора перед зарубежными контрагентами.
- Вложение в валютные резервы страны.
Если использование займов происходит неэффективно, это может стать причиной увеличения размеров госдолга страны. Многие государства ограничены максимальным значением госдолга, обозначенным в бюджетном законодательстве. Достижение верхней границы говорит о появлении опасности для всех сфер экономики страны и возникает необходимость в принятии соответствующих мер.
Причины образования государственного долга
В основе образования госдолга лежит дефицит бюджета, состоящий в превышении расходов над доходами, который, в свою очередь, может быть образован по следующим причинам:
- Реализация масштабных госпрограмм по развитию экономики. Дефицит в таком случае является вполне естественным, однако большие расходы впоследствии приводят к подъему экономики и росту государственного бюджета, а значит, и к возможности компенсировать долг.
- Спад экономики и сокращение производственных объемов приводит к уменьшению поступающих в бюджет налоговых отчислений. При условии фиксированных расходов образуется дефицит.
- Милитаризация экономики, военные действия, катастрофы, эпидемии и иные чрезвычайные ситуации приводят к превышению расходов по отношению доходам.
- Рост инфляции выше максимально допустимого значения также приводит к резкому увеличению государственных расходов.
- Дефицит может возникнуть и по причине расширения трансфертных платежей, введения налоговых льгот и реализации политических интересов в определенные временные периоды, например, перед выборами.
Таким образом, рост государственных заимствований всегда происходит в трудные с точки зрения экономики периоды. Когда бюджет находится в дефиците, размер государственной задолженности растет, а при избытке бюджета, соответственно, появляется возможность погасить госдолг.
Последствия государственного долга
Госдолг влияет на экономические и социальные процессы в стране как с положительной, так и отрицательной стороны.
Положительное влияние состоит в том, что государственные заимствования выступают неинфляционным источником финансирования. Предоставление заимствованных у иных государств и международных организаций средств в виде кредитов и займов предприятиям внутри страны способствует улучшению экономики. Из этого можно сделать вывод, что разумное отношение к формированию госдолга может оказать положительное влияние на развитие государства. Однако очень часто государственные заимствования имеют отрицательные последствия:
- Слишком большой размер государственного долга является причиной отвлечения бюджетных средств от нужд хозяйственного и социального развития, а также требует больших расходов на обслуживание этого долга, что оказывает негативное влияние на развитие экономики страны.
- Привлечение заемных средств приводит к снятию с рынка определенного процента финансовых ресурсов, которые можно было бы направить на инвестирование в реальный сектор экономики.
- Увеличение государственного долга нередко приводит к необходимости роста налоговых обязательств населения или выпуска дополнительных денег. Повышение размера налогов иногда является необходимой мерой для сохранения стабильности экономики, но если налоги будут повышены до предельного значения, это приведет к потере интереса людей к труду или сокрытию доходов от государства, то есть, в стране может начаться «теневая экономика».
- Крупные заимствования могут привести к банкротству страны, так как значительно чаще случается не погашение долга, а его неоднократное рефинансирование, что обычно приводит к повышению ставок процентов, сокращению инвестиций в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной – к снижению производственного потенциала страны.
- Усиление дифференциации населения, происходящее из-за того, что налог платят все граждане, и доход населения уменьшается в размере выплаченных налогов. Эти средства поступают к тем, кто ранее купил ценные бумаги, то есть, к узкому кругу обеспеченных людей. Как результат – увеличивается разница между благосостоянием разных слоев населения.
Заключение
Абсолютная величина внешнего государственного долга не дает оснований делать выводы о серьезности экономической проблемы в стране. Гораздо более значимы в этом отношении относительные показатели, такие как коэффициент долговой нагрузки, долг по отношению к экспорту и долг по отношению к ВВП. Если наблюдается увеличение внешних заимствований, то это говорит о зависимости государства от состояния международных финансов и потере его политической независимости.