День снова начался с неприятностей. Дворник еще на больничном, снег не чищен и машине с товаром не подъехать. Месяц работать без менеджера по продажам, потому что она сломала ногу, поскользнувшись у входа в офис. Опять уборщица отказалась мыть окна из-за того, что у нее поднялось давление, а вторая уборщица оформлена на полставки и говорит, что объем работ и так превышает норму… Любой из руководителей, сталкиваясь с подобными ситуациями, раздумывает:
- Кем заменить недостающего уборщика?
- Выгоднее штатным или временным?
- Если ли альтернативы?
Решение есть – клининг. Что это такое?
Что такое клининговый бизнес?
Клининг – это услуги по наведению чистоты в любом помещении, а также вне его. От работы уборщицы по найму отличается кардинально.
Во-первых, клининговая компания сама закупает инструмент и моющие средства и заключает договор с заказчиком, согласно которого ее работники выполняют оговоренные работы.
Во-вторых, гораздо шире спектр предлагаемых услуг. В него входит не только традиционное вытирание пыли, выбрасывание мусора из корзин во внутренних помещениях и мытье полов. Клинеры моют окна и плафоны осветительных приборов, очищают оргтехнику, выводят пятна с паркета, ковровых покрытий и занавесок, наводят блеск на зеркалах и стеклах небоскребов, осуществляют химчистку мягкой мебели и автомобилей, выравнивают шлифованием мраморные полы. Они обслуживают квартиры, торговые и офисные центры, медицинские учреждения и иные организации.
Виды договоров могут быть разные: от форс-мажорной разовой очистки помещения после пожара или убийства до годовых контрактов на ежедневную уборку, от исполнения только отдельных видов работ (почистить кухонный фильтр или отдраить унитаз) до регулярных генеральных уборок.
Плюсы
Для заказчика:
- Специально обученные работники, которые не повредят ковры, мебель и помещения заказчика.
- Услуга оказывается в удобное время. Можно найти компании, которые работают в выходные и праздники, ранним утром, глубоким вечером или даже ночью.
- Услуги соответствуют ГОСТ Р 51870-2014 и другим ГОСТам, содержащим требования к чистоте помещений и работам в них.
- Оплата только за выполненный труд. Не нужно оплачивать налоги и больничные уборщице, как дополнительному работнику в штате. Не нужно держать в штате дворника, если он необходим только в редкие периоды загрязнений. Бригада клинеров может приезжать раз или 2 в месяц для генеральной уборки.
- Экономия времени и затрат. Не надо контролировать и планировать расход инструмента и средств на уборку, выделять место для хранения.
Для владельца:
- Направления развития. Возможных сфер применения сразу 2: корпоративные клиенты и физические лица. Специализация тоже может быть разной: промышленные помещения, жилые, офисы, медцентры и т.д. Среди такого разнообразия проще выбрать нишу по душе.
- Окупаемость. Уже состоявшиеся владельцы данного вида предпринимательства утверждают, что он может окупиться в срок от 1 до 3-х лет.
- Возможности расширения бизнеса. Поскольку нет учебных заведений, которые бы выпускали клинеров, можно открыть свои школу или курсы. С приобретением известности открываются перспективы привлечения новичков в клининге для работы по франшизе.
- Возможности диверсификации. Не всех устраивает периодичность и качество обслуживания ЖЭУ по уборке подъездов и территории возле домов. Появляются жильцы, готовые «сброситься» и заказать хороший клининг.
- Экономия на помещении. На первых порах при малых размерах бизнеса можно снять небольшой офис для хранения химических средств. Там же сотрудники будут переодеваться и ждать заказов. Заявки можно принимать через электронную почту, скайп, социальные сети или сайт.
Минусы
Для владельца:
- Большая конкуренция. Несмотря на то, что данная сфера услуг в России развивается менее 15 лет, но в ней уже много компаний. Крупные и денежные заказчики предпочитают работать с известными фирмами, имеющими многолетнюю и хорошую репутацию.
- Порог входа в бизнес. Предпринимателю необходимо разобраться в открываемом бизнесе, пройдя специальное обучение или поработав несколько месяцев в клининговой компании. Специалисты утверждают, что для закупки средств труда требуется минимальная сумма около 300 тысяч рублей, которую быстро не окупить. На химических средствах лучше не экономить, так как заказы могут быть на выведение пятен с дорогостоящих ковров и мебели, которые важно не испортить, а для этого нужно использовать товары только известных и проверенных производителей.
- Тонкости планирования штата. В раскрученной фирме помимо постоянных сотрудников, занятых на долгосрочных заказах, нужно набирать временных для разовых и срочных работ. Каждого новичка приходится обучать. Кроме того, желательно иметь на стороне готовых специалистов, которые могут заменить постоянного работника на время болезни и отпуска или закрыть внезапно возникший фронт новых работ.
- Постоянное обучение. Нужно разбираться в нюансах десятков разнообразных видов услуги, составе и сфере применения чистящих средств, уметь правильно работать с инструментами.
- Сезонность бизнеса. В январе и период летних отпусков спрос на клининг падает. Причины просты. В новогодние каникулы многие организации не работают. А летом не надо расчищать снег и реже требуется бороться с последствиями дождей.
- Требования к качеству. У корпоративных клиентов больше размеры помещений и «лакомее» заказы, но и требования к уровню сервиса выше.
- Расходы на транспортировку работников. Сотрудникам таскать все необходимое для работы на себе часто слишком громоздко и неудобно, так как объекты могут находиться в разных концах города. Поэтому необходимо развозить работников самому или привлекать наемных водителей, а со временем подумать о целесообразности приобретения корпоративного транспорта.
Вывод
Клининговый бизнес является доступным стартом для начинающих бизнесменов. Он не требует грандиозных затрат на первоначальное оборудование, расходные материалы и дорогущую аренду выгодно расположенного помещения. Можно начать с минимумом работников и заказчиков, выступая самому в роли играющего тренера и постепенно расширяться.