КГН расшифровывается как консалтинговая группа налогоплательщиков. Это орган, состоящий из ряда предприятий, создается с целью для уплаты налогов из суммированного дохода. То есть, налоговый сбор начисляется как будто на одну действующую компанию. Такой механизм приоритеты участникам КГН.
Механизм объединения
В консалтинговой группе налогоплательщиков назначается главное юридическое лицо. Его функция заключается в предоставлении декларации на основе расчета начислений налогов для всей организации, а также в непосредственном перечислении финансов в налоговый орган.
Понятие КГН начало свою жизненную деятельность с 2012 года. Его механизм раскрыт в федеральном законе №321 – Ф3 от 16.11.2011 года. В 20117 году Федеральным законом №436 – Ф3 были включены изменения в первый и второй раздел Налогового кодекса России. Новшества напрямую коснулись и механизма консалтинговой группы налогоплательщиков.
Такое объединение компаний и организаций функционирует на базе договора, заключенного участниками между собой. Все они должны соответствовать таким критериям:
- Суммарная цифра доходных средств, вырученных из продажи продукции, предоставленных услуг и реализации товара за прошлый год, должна равняться не меньше 100 миллиардов рублей. Это без учета уплаченных налогов за продукцию, в размере не менее 10 миллиардов рублей, продаваемую за границу в Таможенный союз.
- Стоимость активов кандидата в объединение, исходя из отчета в налоговый орган на 31 декабря прошедшего года, должна равняться или быть больше 300 миллиардов рублей.
Членом КГН не могут стать:
- Предприятия с особенной формой налогообложения.
- Компании, находящиеся на особенных экономических территориях.
- Негосударственные пенсионные структуры.
- Банковские организации.
- Страховые компании.
- Члены другой консалтинговой группы налогоплательщиков.
- Компании, имеющие статус банкрота, и находящиеся в режиме реорганизации.
Механизм изменений в данный Федеральный закон позволяет стать членом группы предприятиям, имеющим филиалы за пределами Российской Федерации. Это позволило увеличить поток денежных средств в государственную казну.
Приоритетные стороны
Одним из главных преимуществ, рассматриваемой формы налогоплательщиков является схема организации перенаправления денежных средств государству. Здесь основной базой является финансовый отчет и уточняющая некоторые неясности документация. На первый взгляд все выполняется по стандартной процедуре. Но в случае нехватки, какого-либо подтверждающего документа о ведении хозяйственной деятельности или реализации продукции, то его обязан представить выбранный ответственный субъект организации. Также он отвечает на все запросы фискального учреждения.
Процесс выезда «фискалов» для проверки подлинности поданных деклараций регулируется статьей 89 Налогового кодекса России. Здесь ключевыми аспектами являются:
- Проверка проводится на любом выбранном предприятии, входящего в группу.
- Проверка инициируется только налоговым подразделением, действующим на территории ответственного субъекта организации.
- Итоги проверки в регламентируемый срок предоставляется ответственному участнику, по которым он может выдвинуть свои возражения.
К положительным аспектам консалтинговой организации можно отнести:
- Участнику группы выгодно, что контроль со стороны государственных органов значительно меньший, особенно в процессе ценообразования, чем функционировать самостоятельно на рынке.
- Минимизация времени, уходящего организацию процессов административного направления.
- Выгода государственной системе, так как значительно сокращаются растраты на ведения контроля над стоимостью продукции, услуг и так далее.
- Получение фискальными учреждениями общего отчетного документа от всей группы налогоплательщиков, что значительно влияет на динамику развития бизнеса каждого участника.
Данная система поступления денежных средств в казну государства значительно снижает давление административного ресурса на бизнес. Она только оптимизирует сам механизм уплаты налоговых сборов.
Негативные аспекты КГН
Как и каждая система, консалтинговая организация по уплате налоговых средств имеет ряд недостатков. К ним следует отнести:
- Сложный процесс создания объединения, что повышает степень риска сделать ошибочные действия.
- Короткая жизнедеятельность группы – согласно нормативным документам такая организация может существовать 2 года, что создает определенные неудобства субъектам предпринимательской деятельности.
- Для выхода из группы необходимо получить решение суда, основанное на весомых причинах.
- Общая ответственность за одного члена по уплате налоговых средств в государственную казну (отображено в статье 46 пункт 7 Налогового кодекса России).
- Длительный срок проверки фискалами выездного характера (срок отображен в статье 89.1 Налогового кодекса России).
- Исключение возможности фиксации в КГН убытков нового субъекта до заключения соглашения (статья 283 Налогового кодекса Российской Федерации).
Также к минусу в создании такого объединения следует отнести узкие рамки законодательной базы. Если в договоре на такое сотрудничество орган ФНС обнаружит малейшие отклонения от требований законодательной базы, то последует отказ в его регистрации. Это создает определительные трудности неопытному субъекту предпринимательской деятельности в решении данного вопроса.
Рекомендации и выводы
Здесь важно помнить, что по российскому законодательству КГН не является юридическим лицом. Это товарищество, основано на заключенных соглашениях между участниками.
При вхождении в такое товарищество, особенно новичкам в этом направлении, необходимо изучить аспекты договора, и обратить внимание на его нюансы. Сюда относят, предмет соглашения, перечень членов и их реквизитная информация, наименование компании ответственного члена, период функционирования группы, механизм отчетности по уплате налога и ответственность по невыполнению условий соглашения.
Если ФНС отказало в регистрации договора, то после устранения всех недочетов можно проходить эту процедуру повторно. Срок регистрации составляет 1 месяц.