В 1991 году в стенах Московского государственного гуманитарного университета была разработана новая теория обучения студентов. Ее разработчик – Андрей Александрович Вербицкий – заведующий кафедрой социальной и педагогической психологии. Преподаватель имел своей целью внедрение в процесс обучения элементов профессиональной деятельности, ускоряющих адаптацию студента к избранной профессии. По его мнению, таким образом преодолеваются многие противоречия, существовавшие в традиционной системе образования. Концепция получила название «знаково-контекстное обучение».
Целью данной методики преподавания является формирование у студентов внутренней мотивации и восприятия себя, как действующего специалиста. Ее содержание обусловлено двумя основными позициями:
- Опора на теоретическую базу изучаемой науки.
- Пункты, непосредственно составляющие профессиональную деятельность.
Эти два положения задают название методу: «знаково-» (подразумевает учебные тексты) и «-контекстное» (подразумевает предметную основу деятельности).
Если с первой позицией для учащегося все достаточно привычно (традиционное изучение теории), то вторая требует более тщательного разъяснения. Она предполагает, что общее образование и эрудиция не являются самоцелью для будущего специалиста, а учебный процесс должен объединять теорию и производство.
В процедуре обучения применяют три тесно связанные между собой модели:
- Семиотическая.
- Имитационная.
- Социальная.
В упрощенном понимании семиотическую модель можно охарактеризовать как лекции и ответы. Имитационная – представляет собой ситуативные задания. В социальной модели присвоение знаний производится с помощью интерактивных действий в группе, требующих решений и поступков.
Разумеется, концепция имеет в своем содержании плюсы и минусы. Они выявлены как на практике, так и посредством исследований, рецензий и отзывов кандидатов наук, занимающихся данным вопросом.
Плюсы контекстного обучения
- Придание очевидного смысла учебному процессу и отдельным его элементам. Данная цель достигается благодаря определенным условиям поведения учащегося, который вынужден самостоятельно или в группе производить анализ сложившихся ситуаций и принимать решения, как профессионал.
- Возможность использования нестандартного контроля знаний. Это могут быть деловые игры или производственные ситуации, которые значительно ускоряют процесс аттестации.
- Качественное взаимодействие с педагогическими технологиями и открытость по отношению к ним. В частности, педагоги отмечают, что студенты постепенно начали формулировать в своем понимании варианты продвижения по карьерной лестнице.
- Глубинное воспитание будущего профессионала путем прививания ему соответствующих навыков и опыта. Этот момент подразумевает, что опыт приобретается с помощью моделирования деятельности специалиста – учащийся непосредственно внедряется в рамки своей компетенции, участвует в функционировании «рабочего» процесса, понимает его проблемы.
- У студента вырабатывается чувство полезного эффекта от собственного предметного действия. Также немаловажным является «публичное признание», которое концентрируется вокруг каждого учащегося в пределах своей группы. Здесь включается вышеупомянутая имитационная модель, для которой средством занятия является контекст.
- Исследования в области знаково-контекстного обучения показали повышение уровня знаний у студентов. Оно объясняется возрастанием интереса учащихся к процедуре приобретения навыков. Проявление творческой активности создает основу, или, как сейчас принято говорить, «бэкграунд» для успешных и смелых решений в будущем.
- Успешное становление навыков партнерства и сотрудничества между будущими специалистами.
- Реализация права учащегося на собственную активность, восприятие себя, как творца собственных знаний.
- Методика обучения обеспечила позитивные показатели по таким факторам, как: профессиональная целенаправленность каждого индивидуума; творческий подход при решении технических задач; усиление стремлений к независимости собственного мнения.
Но, несмотря на многочисленные достоинства, известно, что теория контекстного обучения не нашла столь широкого применения. Этот факт – следствие некоторых присущих ей недостатков.
Минусы концепции знаково-контекстного обучения
- Сложность внедрения такого метода в устоявшиеся рамки педагогической деятельности. То есть, требуется фундаментальная перестройка – начиная от методических пособий и учебников, и заканчивая психологическим настроем преподавателей, временем, потраченным ими на подготовку к каждому занятию, поскольку преподаватели основательно адаптированы лишь к действующим доселе процедурам.
- Количество специфических элементов профессиональной деятельности настолько велико, что тщательная проработка каждого из них значительно усложняется. Попытки обобщить или унифицировать учебный материал в данном случае снижают эффективность образовательного процесса. Кроме того, необобщенная содержательная нагрузка во многих случаях может не соответствовать наполнению, свойственному профессиональной деятельности.
- Студент формирует в своем сознании некую мозаику из сведений, которая зачастую может не сложиться в целостную картину. Это чревато тем, что в реальной ситуации молодой сотрудник может элементарно запутаться в сведениях, которыми располагает. В этом случае проблему решит лишь мощная теоретическая база знаний, содержащая в себе общие правила профессиональной деятельности.
- Контекстное обучение предполагает мышление и анализ, а традиционное опирается на память учащегося. Существует известная фраза: «Повторение – мать учения», которая является истиной, проверенной веками. То есть, знания передаются от преподавателя к ученику, и постоянно повторяются, закрепляясь в памяти. Безусловно, этот прием является более надежным, чем фрагментарные имитационные ситуации, которые могут так никогда и не возникнуть в реальном производственном процессе.
- От начала учебного процесса и до его завершения необходимо обеспечивать его нарастающую трудоемкость и сложность. Очевидно, что это требует полного пересмотра всех учебных программ.
Вывод
Таким образом, знаково-контекстное обучение имеет полное право на существование и является достаточно результативным. Но полноценное его внедрение на данный момент слишком трудозатратно. Тем не менее, концепция засуживает внимания, и весьма применима на отдельных уроках и практических занятиях.