Среди всего многообразия профессий и специальностей можно выделить одну, обладающую как уникальными характеристиками, так и
универсальностью, подходящей практически для любой области знаний. Эта профессия называется «научный работник». Она требует длительной подготовки и особого склада характера человека, решившего посвятить жизнь научной деятельности.
Чтобы выбор профессионального пути был максимально осознанным, следует заранее изучить преимущества и недостатки этой профессии, а также её подробное описание.
Что это за профессия
Научный работник (или учёный) – это собирательный образ человека, обладающего высокой квалификацией в определённой области знания и сделавшего научный поиск своим призванием.
Для учёного обязательно наличие высшего образования, а также желательно получение научной степени кандидата или доктора наук. Как правило, решение связать свою жизнь с наукой появляется ещё в процессе обучение в университете. По окончании учреждения высшего профессионального образования выпускник получает возможность углубить знания по конкретной проблеме или даже стать новатором в своей области. Учёба в аспирантуре даёт возможность попробовать свои силы в научном поиске и экспериментальной деятельности, почувствовать себя частью профессионального сообщества.
Научный работник – человек, который решил посвятить жизнь науке, должен обладать определёнными психологическими качествами:
- Аналитический склад ума.
- Способность работать с большими объёмами информации.
- Терпеливость и аккуратность.
- Высокая концентрация внимания, хорошая память.
- Умение чётко и грамотно излагать мысли.
Учёные могут трудиться в самых разнообразных учреждениях: научно-исследовательских институтах, лабораториях, центрах. Отраслевые министерства и департаменты в обязательном порядке обращаются к ним при разработке нормативно-правовой базы и проведения исследований. Научные работники также широко востребованы в университетах в качестве преподавателей.
Плюсы профессии
Человек, избравший для себя путь науки, осознаёт ряд преимуществ, которые перед ним открываются благодаря вхождению в научное сообщество.
- Привилегированность профессии. Научные работники всегда считались интеллигенцией и элитарным классом. В обществе до сих к учёным относятся с большим уважением, оценивая их вклад в развитие государства, общества и культуры.
- Возможность совершить великое открытие. Все научные сотрудники мечтают о том, что их имя прославится на всю страну или даже мир. Имея доступ к передовым экспериментальным центрам, их ресурсам и материально-техническому обеспечению, учёные не только удовлетворяют свой научно-исследовательский интерес, но и способны сделать выдающиеся открытия, которое обеспечивают значительный «скачок вперёд» в данной отрасли.
- Общение с единомышленниками. Отдельно взятый человек науки никогда не создаст того, на что способен коллектив единомышленников, движимых одной целью и мечтой. Находясь в обществе людей со схожими интересами и взглядами на жизнь, учёный получает заряд энергии и творческого оптимизма, вдохновляется на совершение открытия.
- Гибкий график работы, возможность трудиться удалённо. Некоторую часть работы научный сотрудник способен выполнять дома, например изучать специальную литературу или оформлять результаты исследований в виде публикаций, докладов, монографий.
- Получение грантов и премий (в том числе государственных). Если научный работник продуктивен в своей деятельности, он может рассчитывать на получение государственной поддержки или быть номинированным на престижные премии в области мировой науки.
- Возможность занять высокую должность. Наличие степени или звания часто помогает человеку занять высокую должность в крупных компаниях или продвинуться на государственной службе.
Минусы профессии
Помимо положительных сторон профессия обладает недостатками, которые для некоторых людей могут оказаться весьма существенными.
- Трудоёмкий и длительный процесс обучения. На пути к заветной степени кандидата или доктора наук человека ожидают долгие годы обучения: не менее 4 лет в бакалавриате, затем 2 года в магистратуре и около 3 лет в аспирантуре. Все эти годы от студента требуется полное погружение в изучаемый вопрос, знание мельчайших деталей и нюансов.
- Невысокая оплата труда. На протяжении времени обучения будущий учёный вряд ли сможет полноценно работать и рассчитывать на высокую зарплату. Только к 30-35 годам научный сотрудник получает некоторую материальную независимость. Однако бывает так, что даже зарплата доктора наук и профессора остаётся крайне низкий из-за недостаточного финансирования (например, такое явление распространено в регионах).
- Малый престиж профессии у молодёжи. Всё меньше молодых людей избирают для себя путь науки, понимая что для научного работника характерна малая отдача от вложенных сил и временных затрат. Тому, кто предпочитает действовать здесь и сейчас, такая профессия точно не подойдёт.
- Гендерное неравенство. За последние годы число женщин-учёных заметно возросло, но всё равно до сих остро чувствуется преобладание в этой сфере мужчин. Женщине намного труднее пробиться в научной деятельности и занять высокие должности. До сих пор в профессиональном мире преобладает стереотип, что наука предпочтительна именно для мужчин.
- Отсутствие личной жизни и семьи. Чтобы полноценно заниматься наукой, от работника требуется полное погружение в эту деятельность. Из-за высокой загруженности многие люди долго остаются одинокими или вовсе не заводят семьи. Если же научному работнику повезло обрести спутника жизни и детей, то они должны быть готовы к тому, что его подолгу может не быть дома, а свободное время он будет проводить, запершись в комнате и склонившись над книгами.
Вывод
Научный работник – интересная профессия, требующая от человека полного погружения и досконального знания изучаемого вопроса. Для многих людей она становится жизненным призванием.