Государственная собственность — это имущество, в том числе активы и средства производства, принадлежащие государству частично или полностью. Государственная собственность может осуществляться на национальном, региональном, местном или муниципальном уровнях управления или может относиться к негосударственной общественной собственности, принадлежащей автономным предприятиям.
Национализация — это процесс передачи частных или муниципальных активов центральному правительству или государственному субъекту.
Муниципализация — это процесс передачи частного или государственного имущества муниципальной власти.
Чем отличается общественная собственность от государственной
Существует различия между государственной собственностью и общественной собственностью. К первой относятся активы, которыми управляет конкретное государственное учреждение или ветвь власти, например, исследовательская лаборатория. Ко второй относит активы и ресурсы, которые доступны для общего пользования, например, общественный парк.
Государственное предприятие
В рыночной экономике государственными активами часто управляют, как акционерной корпорацией. В этом случае государство обладает контрольным пакетом акций компании. Эта форма часто упоминается в экономике под названием — государственное предприятие.
Предприятия данного типа могут по-разному функционировать, например, как некоммерческая корпорация, которая не нацелена на прибыль. Правительство может также использовать прибыльные компании, которыми оно владеет, для поддержки общего бюджета страны. Создание предприятия данного вида из других форм государственной собственности называется «корпоратизацией».
В экономике советского типа государственная собственность была доминирующей формой промышленности. Государство владело монополией на землю и природные ресурсы, а предприятия работали в рамках правовой системы номинально плановой экономики и, следовательно, имели другие критерии, чем предприятия в рыночной и смешанной экономике.
Плюсы государственной собственности
- Возможность для страны с помощью больших госкомпаний оказывать воздействие на ситуацию в финансовом и экономическом секторе без ненужной нагрузки на бюджет государства.
- Централизация внутренних ресурсов страны для инвестиций на определение направления развития, которые должны гарантировать необходимые экономические структурные сдвиги и демпфирование рыночных провалов правительства.
- Увеличения предсказуемости и устойчивости хозяйственных отношений, сокращения транзакционных расходов, расширения горизонтов планирования на уровне компании, рост конкурентной стабильности за счёт контроля над долями в частном секторе рынка.
- Возможность достижения в случае слияния более мелких хозяйственных компаний в одну большую государственную структуру эффекта масштаба деятельности (увеличение выпускаемой продукции и уменьшение расходов на этом, коллективное использование каналов сбыта, диверсификация и централизация снабжения, переназначение заказов, временный манёвр незанятыми резервами, использование денежных ресурсов).
- Увеличение финансовых возможностей субъекта за счёт государства (например, доступ к внешнему финансовому вливанию с помощью банков или фондового рынка, возможность работы с большими кредиторами и инвесторами, повышение капитализации, более диверсифицированный и обширный потенциал для ипотечных операций, репутация заёмщика с более низкими рисками и вероятность получить благополучный кредитный рейтинг).
- Государство также может способствовать развитию отраслей, которые «считаются экономически желательными и они, в противном случае не развивались бы за счёт частных инвестиций». Например, когда «новые» отрасли испытывают трудности с привлечением инвестиций из частного сектора (возможно, из-за того, что производимый товар требует очень рискованных инвестиций или существуют побочные эффекты), правительство может помочь этим отраслям попасть на рынок с положительным экономическим эффектом.
- Госкомпании также часто используются в областях, где правительство хочет взимать дополнительную плату с пользователей, но оно считает, что политически невыгодно открыто вводить новое налогообложение.
Минусы государственной собственности
- Работа любого государственного субъекта несёт опасность, так как может снизиться эффективности после превышения определённого лимита. Мировая экономика выдела очень много примеров, когда корпорации в приватном секторе со временем лишались гибкости, стремления к инновациям, в случае госкомпании эти риски увеличиваются многократно.
- С управленческой точки зрения, государство недостаточно хорошо и не столь эффективно осуществляет контроль над руководством предприятий, благодаря чему создаются условия для коррупции.
- Общественно-политическое вмешательство со стороны государственных органов может убедить руководство компании изменить политику предприятия на выполнение некоммерческих проблем, которые увеличивают расходы.
- Естественная связь с государственными органами, позволяет рассчитывать на бюджетную или другую поддержку правительства (банковские кредиты или госзаказы), содействуют мягким бюджетным ограничениям, устраняют угрозу поглощения или банкротства, не способствуют увеличению конкурентных условий на рынке для различных компаний.
- Негативное отношение работников к труду — еще одна проблема, связанная с государственными предприятиями. Такое отношение к работе, которое широко проявляется на государственных предприятиях, является одной из основных причин того, что многие из этих предприятий не преуспевают.
- Если госкомпания несёт финансовые убытки, правительство должно предоставить субсидии для покрытия таких убытков. И поэтому увеличивается вероятность того, что руководство таких компаний будет не заинтересовано в профицитном бюджете.
- Государственные корпорации дороги в обслуживании и эксплуатации. Они также могут участвовать в антиобщественных действиях, таких как завышения цен для потребителей.