Отошли в далекое небытие те времена, когда урок проводился традиционно по определенному установленному шаблону с использованием стандартных методов обучения. Сегодня обучение в школе ориентировано на личность ученика, на формирование и развитие у него тех знаний, умений и навыков, которые пригодятся ему в дальнейшем в его профессии. Если раньше педагоги предпочитали индивидуальную работу на уроке, то сегодня все большее распространение получают групповые формы.
Плюсы групповой работы на уроке
- Производится умение работать в команде. Одно из самых востребованных качеств на рынке труда — это умение работать в коллективе, в команде. Сегодня индивидуалисты теряют свои позиции как конкурентоспособные единицы. Исследования показывают, что наиболее продуктивный и эффективный труд налажен на тех предприятиях, где удалось сформировать слаженный коллектив, который работает как единый механизм. Групповые занятия дают возможность выработать у каждого ученика это важное умение.
- Научиться слушать и слышать. Очень важное качество, которое вырабатывается в ходе коллективных занятий у каждого школьника. Ведь важно не только уметь выразить свое мнение, но и услышать товарища, прислушиваться к его взглядам.
- Крепкий коллектив. Групповые занятия с учащимися класса на уроке или во внеклассное время дают возможность сформировать крепкий, дружный детский коллектив.
- Работают все. Групповые формы занятий на уроке дают возможность учителю охватить деятельностью одновременно весь класс. Никто не останется без дела.
- Обучение происходит быстро. Занятие в группе позволяет получить новые навыки гораздо быстрее, чем индивидуальное обучение.
- Уменьшение уровня личной тревожности. Коллективное занятие дает возможность каждому ученику почувствовать себя более свободно и раскованно в психологическом плане, снимает повышенную тревожность перед необходимостью выражать свое мнение перед коллективом. Это особенно актуально для замкнутых, застенчивых детей.
- Усиливается мотивация в обучении. Групповые формы на уроке — это именно тот способ обучения, когда школьники могут учиться без принуждения, не прилагая чрезмерных усилий. Особое внимание детей привлекают такие групповые формы, как деловая игра, дискуссия, квест, и тому подобное.
- Развитие эмоциональной составляющей личности ученика. Школьники очень любят групповые формы работы во время учебы, об этом говорят передовые педагоги-практики. Основной причиной является то, что во время таких занятий ребенок перестает испытывать страх перед окружающим социумом, может свободно выражать свои эмоции и мысли, учится сопереживать с другими.
Минусы групповой работы на уроке
- Зависимость эффективности работы от учителя. Вся групповая работа на уроке и ее эффективность зависят исключительно от умения учителя организовать ее должным образом, управлять ею, направлять школьников в нужное русло. Без этого такой вид деятельности может превратиться в «балаган».
- Соответствующая подготовка. Для проведения групповых форм работы на уроке педагог должен сначала хорошо подготовиться сам и научить работать в группах своих подопечных. А это не так просто, как выглядит на первый взгляд.
- Требования к учителю. Провести хорошую групповую работу сможет не каждый учитель. Для этого ему необходимо получить соответствующие знания и умения, а также потратить время на самоподготовку.
- Непродуманная комплектация групп. Подбирать участников групп нужно особенно ответственно. Необходимо следить за тем, чтобы сохранялся определенный баланс между количеством отличников, хорошистов и неуспевающих учеников в группах. Непродуманная комплектация групп может привести к тому, что одни ученики будут тщательно выполнять всю работу, а другие — только «пожинать» плоды.
- Проблема «белых ворон». В каждом классе найдется один или несколько детей, которые выделяются на фоне классного коллектива своим характером, особенностями мировосприятия. Иногда их взгляды настолько радикальны и интересные, что не всегда могут найти отклик у одноклассников. Таких людей называют «белыми воронами». Уровень индивидуализма в них очень высок. Это нон-конформисты, которые не привыкли и не могут работать в коллективе. Они предпочитают индивидуальную работу. Их организовать в групповые формы работы на уроке очень сложно.
- Групповая работа — не для каждого класса. Проведение таких форм работы не будет уместным в малокомплектных классах.
- Без хорошей базы знаний не будет эффективной работы. Базовые знания на среднем или выше среднего уровня в классе помогут педагогу удачно организовать учебный процесс. Если же уровень знаний в классе по предмету в целом низкий, то осуществить групповую работу на уроке, особенно дискуссию будет невозможно.
- Нельзя проводить очень часто. Игры, соревнования, дискуссии, обсуждения, конференции — это очень хорошо и интересно для школьников. Однако, практика показывает, что чрезмерное использование групповых форм работы на уроке слишком расслабляет учеников. Они меньше внимания уделяют теоретическим заданием и начинают воспринимать урок как игру или развлечение.
Выводы и рекомендации
Современное общество ставит перед школой задачу — обучение и воспитание активной личности, которая будет иметь не только достаточный уровень знаний об окружающем мире, но и сумеет отстоять и обосновать свою позицию, легко найдет общий язык в коллективе и т. п. С этой точки зрения, групповые формы занятий имеют одно из приоритетных значений. Но выполняют они скорее не познавательные, а психологические и воспитательные задачи — устраняют барьеры в общении между ровесниками, помогают научиться выражать свое мнение, преодолевают тревожность, воспитывают у детей толерантность и умение прислушиваться к мнению других, отстаивая свою позицию. Если же речь идет о качестве обучения, то одних групповых форм работы будет мало. Их следует применять, но дозировано, наряду с классическими формами обучения и воспитания.