На протяжении практически всей человеческой истории государство было неразрывно связано с религией. Достаточно вспомнить фараонов Древнего Египта, где царь был живым воплощением верховного божества, а в абсолютных монархиях Средневековой Европы на троне всегда восседал человек, избранный для этой роли самим Богом (не зря его называли помазанник Божий). Сама традиция коронации происходила в церкви, которая и обеспечивала легитимность власти монарха. Поэтому нет ничего удивительного, что древние религиозные деятели и мыслители разработали концепцию божественного происхождения государства.
Что это такое
Идея божественности власти витала в воздухе уже давно, однако первым ее сформулировал средневековый философ и богослов Фома Аквинский. Суть ее заключается в том, что государство существует по воле Бога и создано им. То есть жизнь в иерархическом обществе под чьим-то управлением является неотъемлемым свойством мироздания и быть по-другому не может. А так как за взаимоотношения человека с Богом отвечает церковь, то эта концепция подчеркивала незаменимую роль религиозных организаций в процессе управления государством. Более того, духовная власть имела неоспоримое преимущество над светской и именно она давала санкцию на возведение монарха на престол (во времена Фомы Аквинского такое понятие как республика уже давно кануло в Лету вместе с Древней Грецией и Римом).
Эти замечательные соображения были подхвачены исламскими и католическими идеологами. Обязанность человека подчиняться верховной власти теперь становилось его святой повинностью, ведь такова воля Божья. Тот, кто недоволен текущим правлением, выступает не только против власти, но и против Бога. В те времена все были прекрасно осведомлены, как карается подобная вольность.
Плюсы теории
- Бесспорно, теория божественного происхождения государства укрепляла авторитет правителей. Она придавала им некий ореол святости и непогрешимости, тем самым поднимая их престиж перед подданными. Эта концепция сослужила хорошую службу в период становления и укрепления абсолютизма в Европе, когда в головах людей началась формироваться мысль, что желание монарха, пусть даже самое сумасбродное, закон для остальных.
- Укрепление авторитета властителей имело еще одну важную сторону: посягательство на власть отныне считалось страшным преступлением, а в некоторых случаях – святотатством и кощунством. Это позволяло династиям королей править странами целыми столетиями без значительных потрясений и политических катаклизмов.
- Помимо всего прочего, теологическая теория происхождения государства упрочила в умах людей необходимость соблюдения законов и порядков, установленных законодателями. В обществе наблюдались согласие, порядок и духовность. Этот аспект оказался долгоиграющим: и по сей день мы в нашей стране удивляемся тому, насколько западноевропейская цивилизация, а с ней и североамериканская, с пиететом относятся к соблюдению установленных порядков.
- Акцентируя роль Божественной воли в появлении государства, церковь тем самым укрепляла и собственные позиции. Она играла ведущую роль в возведении монарха на трон, давая ему разрешение, заверенное самим Богом. То есть легитимность власти проистекала не от права рождения, а от взгляда на это высшего духовного руководства. Помимо этого, Церковь сама становилась реальной властью, своеобразным государством внутри государства. Поэтому правители, которые собирались захватить власть, должны были считаться с этой силой.
Минусы теории
- Конечно, самый главный недостаток теологической теории происхождения государства состоит в том, что она в принципе недоказуема. Не вдаваясь в дебри богословских рассуждений о доказательствах существования Бога, можно сказать, что мысли о божественности власти были высказаны такими же людьми, пусть умными и добрыми, но все же несовершенными, как и все мы. При этом они рассуждают о мыслях и действиях Высшего существа, будто знают их как свои собственные. В самом деле, ведь нельзя спросить у Бога, что он думает по тому или иному факту (Священные книги не в счет, так как по многим вопросам противоречат сами себе).
- Религиозная теория имеет тот недостаток, что рассматривает происхождение государства лишь с одной стороны, не обращаясь к другим причинам и факторам: политическим, социальным, экономическим и множеству других. Тем самым она умаляет их воздействие на процессы возникновения государственности в человеческих обществах. Конечно, однобокость присуща и другим теориям, но они могут рассматриваться в комплексе, тем самым помогая постичь подлинные причины, побудившие людей на построение государства.
- Если власть дана от Бога, то она священна и совершенна, а потому не требует улучшений или изменений. Хотя исторический процесс постоянно доказывает нам обратное: с течением времени взаимоотношения внутри общества усложняются, требуя все новых и новых решений возникающих противоречий. Там, где нет прогресса, возможен только коллапс общества и крах государства, неспособного на ответы вызовам современного мира. Ведь неслучайно законы постоянно видоизменяются, так как человек не способен предусмотреть абсолютно все. К примеру, основной закон США – Конституция – неоднократно пополнялся новыми положениями – так называемыми поправками.
Вывод
Теологическая теория происхождения государства, несомненно, имеет право на существование. Она позволяет понять роль религии в истории государств, как духовная и светская власти взаимно дополнялись и способствовали развитию общества. Хотя в наше время они отделены и не влияют друг на друга, старые взаимоотношения дают о себе знать. Политические лидеры до сих пор дают клятву на инаугурации на священных писаниях, а в судопроизводстве США применяется присяга свидетелей, приносимая на Библии. Отголоски прошлого все еще довлеют над нами в виде отдельных ритуалов, хотя значение, которое им придавалось раньше, уже позабыто.