Заводя речь о каком-либо историческом событии, необходимо понимать, что в обширную ткань истории оно вкрапляется не как отдельный узор, но как часть единой неразрывной вязи. Если смотреть с этой точки зрения, то оказывается, что причины второго крестового похода плавно вытекают из итогов первого.
Основание рыцарями-крестоносцами 4 христианских государств на землях Леванта — графств Эдесса и Триполи, княжества Антиохия и Иерусалимского королевства — означало временное прекращение наступления на мусульман и сосредоточение сил на улучшении внутреннего политического климата и дележе уже награбленных богатств. К началу второго крестового похода во главе Иерусалимского королевства встала Мелисенда, супруга почившего короля Фулька V, и власть ее была непрочна. Раймунд де Пуатье, правитель Антиохии, был ослаблен войной с Киликией и защитой княжества от предъявившего на него права византийского императора Иоанна Комнина.
Тем временем оттесненные вглубь Малой Азии мусульмане начали постепенно набирать силу, чтобы дать отпор европейцам и выгнать их с палестинских земель.
Захват Эдессы
В 1144 г. турки-сельджуки под предводительством мосульского эмира и военачальника Имад ад-Дина Занги, прославившегося на родине своими блестящими победами и получившего прозвище Зайн аль-Ислам, Краса Ислама, захватили Эдессу и прилегающие к ней территории. Осада города длилась месяц и увенчалась успехом 24 декабря того же года. Молодой правитель Эдессы, Жослен II, бежал в Турбессель.
После захвата христианского государства многие представители знати и духовенства бежали на родину, во Францию, где рассказами о бесчинствах мусульман сеяли возмущение в народе.
Откликнуться на их призыв, впрочем, мог мало кто: занявший папский престол в 1145 году Евгений III не был человеком железной воли и амбициозным политиком, более того, его положению в то время угрожало духовно-политическое движение, проповедовавшее идеи Арнольда Брешианского; германский король Конрад III тоже с трудом пытался сохранить корону и дать отпор роду Вельфов.
Наиболее отзывчивым оказался молодой французский король, Людовик VII, взращенный на рыцарских балладах о ратных подвигах крестоносцев и желавший сам проявить себя в битве и выказать религиозное рвение.
Подготовка к походу
Прежде чем решиться на участие в новом походе, Людовик VII испросил поддержки у духовенства. Через своего наставника аббата Сугерия и харизматичного выходца из монастыря Клюни Св. Бернарда молодой король смог получить благословение папы римского. Евгений III подготовил буллу для обращения к народу, которая состояла из 3 частей:
- Рассказа о событиях на Востоке.
- Пылкого призыва к народу с просьбой отправиться в далекие земли и защитить христианскую церковь от неверных.
- Перечисления привилегий, которыми будут удостоены участники похода (отпущение грехов, защита семьи и имущества церковью)
И наказал Бернарду Клервосскому выступить с проповедью. В 1146 г. на государственном собрании в Везеле в Бургундии Св. Бернард прилюдно надел на Людовика VII крест и произнес пламенную речь. Воодушевленные французы вступали в ряды участников похода, и вскоре армия составила, по мнению Ф.И. Успенского, около 70 000 человек.
Авторитет и харизма святого были столь велики, что вскоре волнения перекинулись на Германию, в результате чего желавший укрепить свое положение в глазах народа и церкви Конрад III тоже решил принять участие в походе.
В связи с присоединением германцев, изначальные планы французского короля продвигаться в Малую Азию через Италию, где были владения дружного с Людовиком сицилийского короля Рожера II, были изменены, и крестоносцы двинулись по предложенному Конрадом маршруту через Венгрию, Фракию и Македонию. Рожер II, опасаясь ухудшению своего политического положения в связи с невозможностью оказать услугу французам, заключил союз с египетским султаном и, опираясь на поддержку мусульман, начал совершать набеги на побережье Византии.
Продвижение через Византию
Конрад III выступил в поход летом 1147 г., месяцем позже вслед за ним выдвинулся Людовик VII. На пути к побережью многочисленное германское войско промышляло грабежом, дисциплина у вступивших в ряды крестоносцев практически отсутствовала, а авторитет короля в народе был слаб.
Это вызывало серьезные опасения у византийского императора, Мануила Комнина, потому тот, в стремлении отдалить войско от Константинополя, писал Конраду с предложением переправиться В Малую Азию у Галлиполи, однако тот не внял просьбе. Видя, что иначе отвратить угрозу от столицы не представляется возможным, Мануил заключил союз с иконийским султаном, тем самым давая понять, что не смотрит на сельджуков как на врагов и не может предложить большой помощи в борьбе с ними, однако все же организовал переправу войска через Босфор.
Поражение при Дорилее
Тем временем войско германцев после краткого отдыха в Никее разделилось на две части: одна, числом в 15000 душ, отправилась к Палестине приморским путем, другая, под предводительством короля, двинулась по тому же пути, что был избран во времена первого крестового похода — через Дорилей, Иконий и Гераклею. Однако уже в первой стычке при Дорилее, 26 октября 1147 года, крестоносцы были наголову разбиты сельджуками. Испытавший поражение Конрад вернулся в Никею дожидаться французское подкрепление.
Путь вглубь земель
Воссоединившись, французы и германцы двинулись дальше длинным обходным путем, через города Адрамитий, Пергам, Смирну. По дороге войско начало страдать от недостатка припасов и фуража, кроме того, умелые наездники-сельджуки постоянно совершали мелкие вылазки, грабя обозы, убивая людей и постепенно снижая боеспособность крестоносцев. В 1148 г. до Эфеса добрались лишь жалкие остатки того массивного войска, что собралось на европейских землях.
Разделение войска
Из Эфеса, получив письмо от византийского императора, Конрад III вернулся в Константинополь, а оставшийся позади Людовик VII отправился в Антиохию. В 1149 г. и он через Италию возвратился во Францию.
Битва при Инабе
После того, как европейские крестоносцы возвратились домой, произошло столкновение Раймунда де Пуатье с Махмудом Нур ад-Дином Занги, сыном эмира, разграбившего Эдессу, в результате которого христианское войско было повержено, а земли Антиохии разграблены мусульманами.
Вместо заключения
Подводя итоги, можно считать, что второй крестовый поход оказался крайне неудачным предприятием. Германское войско и предводительствовавший им Конрад III потеряли престиж и стали посмешищем в глазах европейцев. Неудача похода срикошетила и по духовенству: Св. Бернарда стали считать лжепророком, обрекшим тысячи людей на гибель, а папу римского — антихристом. Кроме того, окончательно испортились отношения с Византией. В то же время сельджуки, наоборот, стали обретать уверенность в собственном могуществе и удвоили усилия по изживанию христиан с палестинских земель.