Становление патриархальной теории происходило еще в VI-V веках до н.э. Впервые ее идеи были сформулированы китайским философом Конфуцием. В последующем она получила свое развитие в труде «Политика» греческого мыслителя Аристотеля. В процессе рассмотрения психологии поведения человека философ сформулировал вывод о том, что человек является коллективным существом, жить один он не может. Это послужило основанием для формирования идеи о создании общественных объединений по семейному принципу.
Суть теории
Теория сводится к следующему: государство появляется в результате разрастания семьи. Монархом является глава семейства. Являясь патриархом, он обращается и управляет поданными как своими детьми. Таким образом, его власть стает продолжением власти отца.
По мнению Аристотеля, формирование государства связано с естественными процессами жизнедеятельности человека. В первую очередь это обусловлено тем, что люди, обладая даром речи, инстинктивно стремятся к общению с другими. Такое взаимодействие происходит не только с целью выражения всевозможного спектра эмоций, но также для передачи мнения об окружающей реальности: что полезно и вредно, что есть зло и добро.
Помимо того человек по сравнению с множеством иных живых существ является более политическим, общественным существом – он создан для сожития с другими. Таким образом, происходит объединение людей, сплочение их в семьи, которые в дальнейшем, расширяясь, расселяясь и объединяясь, постепенно формируют государство. Различные виды общения между семьями и селеньями, по мнению философа, воплощаются в высшей форме общения.
Оценка патриархальной теории
Как любая теория формирования государства патриархальная также имеет свои достоинства и недостатки. Существует разнообразное мнение о том, насколько объективно, достоверно описывает данная доктрина сущность возникновения государственного строя.
В настоящее время часть экспертов согласны с идеями, которые развивал Аристотель и его последователи. В результате изучения архаичных структур на примере жизни и быта североамериканских индейцев ученые сформулировали вывод о том, что государственные формирования изучаемых племен формировались по принципу семьи. Однако в то же время современные ученные также отмечают, что идеи патриархальной теории давно опровергнуты наукой: патриархальная семья и государство становились совместно в процессе распада первобытно-общинного строя.
Плюсы теории
Исходя из вышеизложенного, можно отметить следующие основные достоинства патриархальной теории:
- Установка объективной взаимосвязи между государственным и семейным строем.
- Обеспечение общественной безопасности, порядка благодаря подчинению единой воле главы государства – отца.
- Сохранение веры народа в целостность, устойчивость мира.
- Определение главных функций, обязанностей и роли главы государства в соответствии с нравственными нормами.
В целом же, опираясь на патриархальную теорию создания государства возможно создание такого строя, которое будет искоренять безнравственное, неразумное отношение к людям. Построение государства по типу семейных отношений способствует:
- Укреплению общественных отношений.
- Формированию уважительного отношения к власти монарха.
- Поддержание идеи единства духа, братства народа как членов семьи.
Минусы теории
Несмотря на то, что патриархальная теория справедливо определяет связь «семья и государство», исследователи в этом видят ее недостатки, которые обусловлены следующими противоречиями:
- Глава государства не может быть отождествлен с главой семьи, поскольку он является основателем государства, но не народа (тогда как отец является основоположником семейного рода).
- Власть монарха под собой имеет иную основу, чем у отца отдельной семьи и носит публичный характер. Глава государства осуществляет управление формально и опосредованно, по принципу принуждения в условиях наличия официального аппарата власти, законодательных, нормативно-правовых актов. Глава семьи является лидером неформальными и взаимодействует напрямую на основе семейных ценностей.
- Монарх фактически не связан родственными узами с большей долей населения, т.е. не является непосредственной главой семьи каждого.
- В то же время люди народа также объективно не могут быть родственниками, несмотря на сформировавшуюся общность.
- Формирование государства вряд ли может быть обосновано процессом расширения семьи, так как зарождение семейного и государственного института происходило практически одновременно.
- Чаще всего монархом назначается человек со стороны, из иного государства, которые не имеет родственных уз с народом.
Данная теория также имеет недостатки, которые сопряжены с пояснением взаимосвязи задач государства в области охраны и агрессии с задачами семьи по воспроизведению потомства и совместному потреблению. В частности, идеи доктрины не дают ответ на вопросы о:
- Необходимости жесткого законодательства.
- Возникновении военных столкновений, несмотря на то, что все государство – семья.
- Формировании государственного строя по всему миру в результате увеличения семьи.
Заключение
Хотя в текущей ой научной мысли патриархальная теория появления государства не нашла однозначной оценки среди специалистов, все же ее положения нашли дальнейшее развитие в идее государственного патернализма. Она заключается в формировании системы отношений «власть-общество», где государство берет на себя ответственность о заботе о гражданах в неблагоприятной для них случаях.