Перегрев двигателя: причины и возможные последствия

Перегрев двигателя: причины и возможные последствия

Перегрев двигателя – одна из наиболее частых причин, приводящих к значительным поломкам автомобиля. Вследствие сильного перегрева могут возникнуть серьёзные последствия, требующие дорогостоящего ремонта мотора. Это может происходить по разным причинам, как правильно обусловленным неправильной эксплуатацией или несвоевременным обслуживанием транспортного средства. В нормальных условиях показатель температуры должен находиться в пределах 85-105°С, но иногда он значительно превышает норму.

Признаки перегрева двигателя

Своевременное предотвращение критического повышения температуры позволяет избежать негативных последствий. Прежде всего следует ориентироваться на значение температуры охлаждающей жидкости (по индикатору на приборной панели). В старых моделях машин может не быть такого индикатора, поэтому следует ориентироваться на другие признаки.

К основным признакам неправильной работы можно отнести:

  1. Из-под капота обильно выходит пар.
  2. Резкое падение мощности.
  3. Возрастание вибрации из-за кипения антифриза.
  4. Двигатель глохнет.
  5. Перестала работать печка из-за нехватки охлаждающей жидкости или закупоривания каналов паром.
  6. Детонация и звонкий стук при увеличении газа.

При появлении таких симптомов необходимо как можно быстрее прекратить движение. Если в дороге произвести ремонт невозможно, нужно в щадящем режиме эксплуатации доехать до ближайшей СТО, возможно придётся делать периодические остановки для остывания мотора.

Перегрев двигателя

Основные причины перегрева

К самым распространённым причинам повышенного нагрева мотора можно отнести:

  1. Недостаточный уровень антифриза. Многие автовладельцы не уделяют должного внимания обслуживанию машины, доливают антифриз только по факту поломки. Если охлаждающей жидкости критическим мало, в системе охлаждения могут появляться пробки. Из-за этого мотор охлаждается неэффективно.
  2. Низкий уровень масла или несоблюдение срока его замены. Из-за недостатка или исчерпания ресурса масла возрастает трение между деталями, что приводит к перегреванию.
  3. Низкое качество охлаждающей жидкости. Антифриз может быть просто некачественным или разбавленным. К примеру, если зимой он справлялся со своей работой нормально, а в летнюю жару начались перегревы, это говорит о плохом качестве. Также не стоит доливать в антифриз обычную воду в целях экономии.
  4. Засорение радиатора. В процессе эксплуатации на нём накапливается грязь, что приводит к ухудшению теплоотдачи и, соответственно, значительному снижению эффективности системы охлаждения. Мелкие загрязнения можно прочистить мойкой высокого давления, но в запущенных случаях потребуется демонтаж и ручная чистка детали.
  5. Выход из строя термостата. Довольно часто термостат заклинивает в положении «малый круг», вследствие чего ОЖ не поступает в главный радиатор, а двигатель перегревается.
  6. Неисправность помпы, отвечающей за циркуляцию жидкости.
  7. Течь в патрубках, проводящая к снижению уровня жидкости и её неэффективной циркуляции.
  8. Поломка датчика температуры, что особенно актуально для старых авто.
  9. Не работает вентилятор. Автомобиль будет перегреваться на небольших скоростях из-за недостаточного обдува радиатора.

Мастер с двигателем

К чему может привести перегрев двигателя?

Последствия зависят от того, как сильно перегревается мотор. При незначительном перегреве на протяжении 5-10 минут критических изменений не происходит. При среднем перегреве (дольше 20 минут) возможно возникновение достаточно неприятных поломок:

  • Искривление головки блока цилиндров.
  • Прогар прокладок ГБЦ.
  • Деформация сальников, вследствие чего они начинают пропускать масло.
  • Появление трещин в ГБЦ, что часто приводит к «вылетанию» клапанного гнезда.
  • Разрушение перегородок между кольцами на поршнях.

Такие поломки можно исправить, хотя ремонт может обойтись достаточно дорого. Если мотор перегревается чрезмерно сильно, страдают практически все его узлы. Крайне не рекомендуется допускать такой ситуации, ведь это может привести даже к взрыву двигателя. Но, обычно этого не происходит, поскольку разные узлы разрушаются за различное время и, следовательно, двигатель просто глохнет.

Сильный перегрев зачастую становится причиной таких негативных последствий:

  • Расплавление и прогорание поршней.
  • Нарушение системы циркуляции масла. Обычно происходит если мотор не заглох в результате разрушение поршней.
  • Разрушение всех элементов, на которые воздействует сила трения в процессе работы.
  • Вылет клапанных гнёзд.
  • Пробитие стенок блока поршнями, из-за чего двигатель полностью разрушается и становится неремонтопригодным.
  • Попадание расплавившегося алюминия на стенки цилиндров, что усложняет ход поршня и ускоряет его разрушение.
  • Потеря смазывающих качеств масла, что приводит к ещё более быстрому уничтожению деталей.
  • Налипание расплавленных вкладышей на коленвал.
  • Разлом коленвала на 2 части.

Как правило, вследствие сильного перегрева мотор страдает настолько, что его уже невозможно восстановить. Нарушается целостность каркасных элементов, двигатель практически полностью уничтожается.

Как избежать перегрева и негативных последствий?

Неисправность лучше предотвратить, чем затем устранять её последствия. Поэтому крайне важно поддерживать техническое состояние автомобиля. Следует своевременно проводить техническое обслуживание, желательно в авторизированных сервисных центрах. При выполнении ТО рекомендуется использовать только оригинальные фильтры, моторное масло и другие расходные материалы.

Периодически следует проверять уровень охлаждающей жидкости в бачке. При его снижении важно своевременно долить ОЖ. Во время движения нужно следить за показателем датчика температуры. Если температура чрезмерно возросла или наблюдаются другие признаки перегревания, движение следует немедленно прекратить.

Если проблема возникла в дороге, возможности ремонта или вызова помощи нет, следует продолжать движение в максимально щадящем для мотора режиме. Для этого можно включить печку на максимальный режим работы. Благодаря этому лишнее тепло будет выводиться из СО. Недостаток такого способа заключается в том, что в салоне станет очень жарко.

При появлении признаков перегревания следует стараться поддерживать минимальные обороты по дороге до СТО. Чем ниже нагрузка на мотор, тем меньше тепла он выделяет. Проще всего это сделать на машинах с механической КПП, включив повышенную передачу. На автомобилях с автоматом нужно включить ручной режим управления и установить необходимую передачу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *