На сегодняшний день не утихают дискуссии по поводу целесообразности интеграции в образовательный процесс стандарта дошкольного периода. Существует целый ряд мнений и споров по поводу такого общенационационального проекта. Как же будут выглядеть образовательные программы в рамках инновационного решения? Радикально ли будет изменена подготовка педагогического состава? Имеют ли смысл внедрять новые требования в образовательную системe. Для этого необходимо четко проанализировать преимущества и недостатки самого стандарта.
Преимущества дошкольного образования
- Интеграция ФГОС стандарта существенно отобразится на общей системе образования: педагоги, дети, семья. Семья становится активным участником образовательного процесса.
- Сотрудникам школьных учреждений теперь не придется тратить большое количество времени на заполнение бесполезных документов и бюрократических отчетов. Таким образом, воспитатели будут уделять больше времени детям.
- Инновационный проект призван работать на развитие маленького ребенка. В фундаментальную задачу детского сада входит обязательное условие по созданию оптимальных условий формирования личности. Для этого государство финансирует воспитательные учреждения на высоком уровне. Ребенок будет заинтересован в приеме знаний и коллективном обучении.
- Образовательная программа подразумевает индивидуальный подход к каждому ребенку. Министерством была учтена специфика всех регионов, которые имеют свою культуры, исторические и религиозные ценности. То есть, унификация проекта была упразднена.
- В стандарте довольно детально сформирована пространственно-развивающая среда. Ребенок получит базовые знания во взаимоотношениях со взрослыми, детьми и окружающим миром.
- Педагоги обязаны максимально качественно обеспечить эмоциональное благополучие детей, поддерживать инициативу, корректно устанавливать правила взаимодействия между ребятами.
- Сотрудники дошкольной организации обязаны выстраивать теплые и доверительные отношения с родителями ребенка. Это максимизирует эффект взаимного сотрудничества в семье.
- Эффективная социализация детей будет достигнута за счет внедрения новых форм организации образовательного процесса. Ведь далеко не секрет, что фактор самостоятельности у детей в раннем возрасте не особо контролируется воспитателями. Новые методики призваны упорядочить и оптимизировать этот процесс на высоком уровне.
- Система подготовки педагогов будет пересмотрена и четко отредактирована. Акцент будет базироваться на концепции системности и общего видения личности. (Вспомним туже пирамиду потребностей А.Маслоу).
Недостатки амбициозного проекта
- На сегодняшний день еще не совсем понятна вся система и механизм переобучения педагогов под новые параметры и задачи, которые ставит перед собой государство. Цели обязаны иметь долгосрочную перспективу, а не только лишь предметность и намерения на пару лет активности.
- Большое внимание в стандарте акцентируется на улучшении качества преподавания. Но в проекте не упоминается механизм индивидуального образовательного маршрута и траектории становления каждого ребенка. Ведь по природе человек, как минимум делится на 4 категории ментальности (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). Каждый тип имеет свой подтип ( смесь нескольких ментальностей личности).
- Умственное развитие некорректно приравнивается к математическому разуму. Такой склад ума далеко не всегда является критерием развития ребенка и может лишь отображать уверенность «оперирования» цифрами.
- Воспитателям детских садов навязывается программа с преобладанием ситуативной модели воспитания ребенка. Такой подход является составляющим классической модели образования, которая применялась в период Советского Союза. Теперь данный элемент всей системы выдвигается как единая целая философия. Но один винтик никогда не сможет стать двигателем внутреннего сгорания.
- Не совсем понятен механизм объективной оценки успехов ребенка в период дошкольного образования.
- Правовое поле на выполнение государственного заказа находится лишь на стадии разработки. Поэтому конкретизация процесса по сотрудничества требует прояснения для всех контрагентов.