Международная торговля (МТ) – это обмен товара на деньги, который осуществляется между несколькими странами. Ее составными частями является экспорт продукции каждой из стран. Международная торговля начала зарождаться в 16-18 веках, и она помогла экономике Нового времени развиваться. Само слово в первый раз начал встречаться в 17-м веке. Его применил ученый-экономист Антонио Маргаретти.
Теории международной торговли
С того времени, как впервые в научной литературе стал использоваться термин «международная торговля», появилось много научных теорий, описывающих это явление. Вот некоторые из них:
- Меркантилизм. Это теория, по которой государство должно активно вмешиваться в торговлю, ставить ограничения на экспорт, приветствовать продажу сырья и покупку готовых товаров.
- Теория абсолютных преимуществ. Согласно ей, благосостояние страны измеряется наличием доступных товаров. Преимущество имеет та страна, которая способна производить большее количество дешевых товаров по сравнению с другими государствами.
- Теория сравнительных преимуществ. Даже если у товаров, производимых страной нет абсолютных преимуществ, то сравнительные также выгодны для государств. Например, от обмена английского сукна на португальское вино выиграют все.
- Теория Хекшера-Олина. Если факторов производства избыток, страна экспортирует товар, если недостаток – импортирует.
Международная торговля на данный момент активно развивается. Скорость роста мировой торговли значительно больше, чем производство товаров. Объемы продаваемых товаров и услуг за границу увеличиваются еще и благодаря развитию цифровых технологий. Сейчас каждый может купить любую желаемую вещь из-за границы буквально в пару кликов.
Плюсы
МТ имеет множество преимуществ, благодаря которым она так интенсивно растет уже несколько столетий:
- Возможность создавать новые технологии. Пример – айфон был создан из китайских комплектующих. Без международной торговли не было бы и умных телефонов на базе Android, потому что Apple была законодателем моды на смартфоны.
- Повышение занятости. На экспорт отправляется продукция, которой в избытке. Следовательно, для ее производства в таких больших количествах требуется рабочая сила. Поэтому МТ положительно сказывается на занятости населения каждой из стран-партнеров.
- Совершенствование предприятий. Благодаря международной торговле рынок расширяется, и приходится конкурировать не только с местными бизнесменами, но и заграничными. А здоровая конкуренция положительно сказывается на развитии отрасли в целом.
- Деньги, полученные с экспорта, могут реинвестироваться в развитие отрасли.
- Укрепление политических связей. Проблемы в импорте-экспорте могут негативно сказаться на политических отношениях, особенно если они держатся исключительно на совместной экономике. Типичный пример – торговая война Китая с США или конфликт между Беларусью и Россией. В последнем случае проблемы в торговле между странами обострили уже существующие противоречия в политике.
- Наполнение валютных резервов. Торговля с другими странами – источник иностранных денег для государства.
- Укрепление национальной валюты. МТ формирует положительный имидж государства у иностранных инвесторов, которые готовы вкладывать деньги и в другие проекты, что положительно сказывается на экономике и, как следствие, на курсе национальной валюты.
- Увеличение потребительского выбора. Это одновременно и преимущество, и недостаток. Торговля с другими странами приводит к увеличению ассортимента товаров одной категории на рынке. Но одновременно и запутывает людей, если они не определились с критериями выбора качественного товара.
- Рост эффективности производства. Во время острой конкуренции производители стараются максимально удешевить товар. Чтобы сделать такой бизнес рентабельным, приходится увеличивать производство. В результате, на рынке много дешевых и качественных товаров.
- Увеличивается количество налогов, собираемых с покупателей. Следовательно, в государственной казне больше денег, которые могут быть направлены на улучшение общественного благосостояния.
Таким образом, МТ сопряжена со многими преимуществами.
Минусы
- Снижение национального производства. Если есть доступные товары за рубежом, нет стимула создавать товары самим. Как следствие, такая экономика превращается в лучшем случае в сырьевую, которая не развивает страну.
- Возможны конфликты между странами за сферы влияния. Тяжело обеспечить полностью взаимовыгодную торговлю, поэтому часто остается сторона, которая чувствует себя ущемленной. В желании избавиться от кажущейся несправедливости возможны экономические и даже военные конфликты. Например, одна из стран может начать политику протекционизма, то есть защиты национального производителя от иностранных конкурентов. Проблема в том, что во время глобализации страна, которая не торгует с другими государствами, обречена на деградацию.
- Банкротство национальных производителей и как следствие, увеличение безработицы.
- Протестные настроения. Если банкротство предприятий и потеря работы обретут массовый характер, это увеличит недовольство граждан политикой нынешней власти.
- Политическая зависимость. Если не развивать национальное производство, страна де-факто потеряет суверенитет, поскольку экспортер сможет шантажировать прекращением поставки жизненно важных товаров.
Выводы
Ничто в мире не имеет только положительных сторон, всегда есть обратная сторона медали. И хотя международная торговля принесла странам за несколько столетий много пользы, многие войны начинались тоже по экономическим причинам. Задача государства – вести свою политику таким образом, чтобы минимизировать минусы и приумножить плюсы.
Важно помнить, что в любом демократическом обществе носителем власти является народ, поэтому от того, как он относится к международной торговле, зависят ее последствия. В целом, было рассмотрено преимущественно положительное явление, которое может плохо обернуться для страны, если она неправильно ведет экономическую политику.