Перевёрнутый класс – образовательная методика, позволяющая несколько изменить процесс получения знаний учениками. Теоретические знания, традиционно получаемые в процессе классной работы, переносятся в сферу домашнего обучения, в то время как, приходя в школу, ученик выполняет практические задания вместе с педагогом, тем самым закрепляя полученные знания. В чём сильные и слабые стороны методики?
Плюсы методики
- Система лояльна к способностям учеников. Как правило, лекция или урок ограничены определённым временем, за который не каждый ученик успеет воспринять необходимую информацию. То, что осталось не понято, с течением времени выливается в пробелы в знаниях – закрыть которые можно лишь при индивидуальном подходе. Будучи дома, ученик обладает именно тем временным отрезком, который необходим именно ему.
- Развитие критического мышления. Зачастую процесс прямой подачи информации группе человек сводится к тому, что десять особо заинтересованных учеников слушают, пока остальные занимаются чем душе угодно. И разве можно их за это осуждать, если они даже не знают, для чего пришли, и в чём мотивация? Педагог делает замечание, не только нервничая сам, но и вызывая приступ недовольства у ученика. Портятся отношения, пропадает интерес к предмету, информация воспринимается ещё хуже… тем не менее, когда ученик дома, и когда самостоятельно изучает текст (имея при этом возможность при необходимости задать вопрос), неосознанное восприятие информации уступает место критическому осмыслению, главная цель которого – понять и запомнить прочитанное.
- Индивидуальный подход к ученику. Налаживая электронную связь (так как задания высылаются именно по интернету) с учениками, преподаватель имеет возможность близко пообщаться с каждым из них. Таким образом, есть шанс выявить слабые места конкретного ученика и работать именно над ними.
- Разбор сложных вопросов. Запрашивая обратную связь от учеников, изучивших материал, учитель имеет представление не только о степени понимания каждого из них, но и общую картину в целом. В итоге, если появляется общее белое пятно, общее непонимание конкретной проблемы, учитель может объяснить на уроке именно его, не вдаваясь в подробности более простой информации.
- Отсутствие списывания. Если кто-то из учеников был пойман за списыванием, педагог оставляет за собой право дать этому человеку индивидуальное задание (или обоим). Таким образом, это вдохновит ученика на самостоятельную работу и поможет ему приобрести необходимые знания.
- Универсальность. Педагоги, опробировавшие эту методику, заявляют, что она работает одинаково успешно с учениками разных возрастов. Другими словами, её можно применять как к ученикам начальных классов, так и к старшеклассникам.
- Свободное время для учителя. Главным инструментом «перевёрнутого класса» остаётся способность учителя дать нужный материал. Вопрос лишь в том, как именно он его даёт – и здесь в ход идут подкасты и всякого рода видеолекции. Конечно, нельзя записать один подкаст или видеолекцию и использовать их на все случаи жизни, и, тем не менее, эта подготовка значительно сокращает время подготовки к занятиям. Сэкономленное время сам учитель может использовать для себя – например, углублять профессиональные знания и становясь, тем самым, лучше себя прежнего.
Минусы
- Педагогический непрофессионализм. К сожалению, многие педагоги оказываются попросту не готовы к преподаванию по таким правилам. Казалось бы, никогда не научишься, если не попробуешь – но пока педагог экспериментирует, время идёт, мотивация учиться исчезает, и, в итоге, ребёнок остаётся без знаний. Для многих учителей – особенно старой закалки – привычнее разрабатывать поурочный план, в котором редко находится место для индивидуального подхода.
- Отсутствие компьютерной базы. «Перевёрнутый класс» также требует знакомство с соответствующим программным обеспечением. Мало уметь распечатать документ и размножить его на ксероксе – нужно свободно пользоваться электронными образовательными ресурсами, облегчающими работу с учениками, а знаний об этом у современных педагогов, к сожалению, очень мало.
- Не помогает с мотивацией. Многие учителя сталкиваются с тем, что их ученики попросту не мотивированы учиться. В таком случае, они не будут изучать предмет дома и, приходя на занятие, не будут узнавать ничего нового, а предмет так и останется неизученным. Впрочем, даже изучив предмет, школьник всё равно может сказать пресловутое «Я не учил, но читал» — другими словами, даже просмотренное видео в памяти не отложится. Можно ли в таком случае говорить об эффективности методики?
- Отбирает свободное время. Сколько бы времени ученик ни тратил на выполнение домашней работы, скорее всего, на самостоятельное изучение материала времени уйдёт несколько больше. Почему-то принято считать, что у школьников очень много свободного времени, которого становится всё меньше и меньше с изобилием кружков и дополнительных занятий… Если прибавить к этому и самостоятельное изучение материала, когда школьник будет отдыхать?
- Становится напряжением для учителя. Педагоги, привыкшие к «чтению с листочка», знают, насколько это может быть тяжело, когда приходится читать несколько часов подряд. Проведение же уроков по «перевёрнутой» методике подразумевает, что необходимо не только читать, но и дискутировать с разными учениками, отвечать на их вопросы. Многие из учителей отмечают, что это может стать колоссальным напряжением не только для фактического говорения, но и для умственного напряжения.
Вывод
Любая методика, как правило, учитывает индивидуальные потребности учеников, но опыт преподавания доказывает, что ни одна методика не будет хороша, если применять её без разбору и не уметь быть гибким. «Перевёрнутый класс» — лишь одна методика, позволяющая внести разнообразие в учебный процесс, но стоит ли пользоваться исключительно ей? Чаще всего ответ будет отрицательным, ведь наиболее успешное преподавание совмещает в себе разные методики.