Зеленый сарафанчик, блузка в бело-оранжевую клетку и соломенная шляпка… Нет, это не костюм артистки этнического ансамбля. Это форма ученицы младших классов одной из австралийских школ!
Школьная форма существовала и существует во многих странах. Она бывает единой по стране или специфической в каждом учебном заведении. Даже Гарри Поттер носит школьную форму, причем все время, пока длится учебный процесс!
В СССР все школьники носили форму. Но в России сейчас это не обязательно. Также обстоит дело и в других постсоветских государствах. Общество там раскололось по этому вопросу почти строго надвое: половина требует введения обязательной формы, вторая призывает не допустить этого. Неужели это столь важная проблема?
Честь мундира
Военные и доктора точно знают, что форма дисциплинирует. Впрочем, это отчасти справедливо для любой одежды: как одет, так и ведешь себя. Порядок, дисциплина, соблюдение правил – важнейшие условия успешного школьного учебного процесса. В этом плане форма более чем желательна.
Форма подчеркивает, если можно так выразиться, кастовую принадлежность. Особый наряд позволяет сразу определить важнейшую на данный момент составляющую личности человека. Если на ком-то белый халат – это в первую очередь врач, а затем уже муж, отец или сосед. Форма помогает выделить из толпы того, кто более всего нужен в данный момент. Какое отношение это имеет к школе? Самое прямое: ребенок определенного возраста – прежде всего ученик. Он должен не только изучать науки. Он должен учиться жить, выполнять долг и быть взрослым. Его долг – делать это хорошо. Пусть же каждому издалека будет виден этот достойный статус, и будет очевидно, соответствует ли индивидуум его стандартам!
Форма позволяет сгладить общественные и социальные различия в детском коллективе. Действительно, класс (или полк в армии) всегда служили эталоном сообщества, где принцип равенства реализован на практике. Не все могут позволить своему ребенку носить модные наряды от известных производителей, да еще и менять их каждый день. Очевидное неравенство в одежде порождает пренебрежительное отношение, зависть, неуместное стремление подражать. Это очень опасные тенденции в детском коллективе. Форма может помочь уменьшить их проявления. Правда, в добавок желательно еще и решительно запретить в детских учреждениях мобильные телефоны.
Наконец, форма способствует соблюдению приличий. Учителя в современных школах уже устали ужасаться жутким спортивным брюкам мальчиков и устрашающе декольтированным и укороченным нарядам девочек. Действительно, какая может быть учеба, когда одноклассницы сидят рядом полуголые. Форма дает возможность пресечь это полностью.
По цене Версаче
Можно догадаться, что именно последнее обстоятельство вызывает самое жесткое сопротивление идее ношения формы со стороны учеников. Им-то как раз хочется похвастаться перед другими и новыми нарядами, и собственной «привлекательностью». По юности и незрелости дети еще не понимают, насколько это плоско. К сожалению, и многие родители идут в этом вопросе на поводу у избалованных деток, и даже не понимают, каковы могут быть последствия такого попустительства.
Многие возражают и против унифицирующего воздействия формы, заявляя, что она подавляет индивидуальность. Конечно, возможности самовыражения форма несколько ограничивает. Правда, это делают и другие нормы, моральные и правовые, например.
Но самое главное возражение – стоимость. Родители протестуют против обязательного ношения формы, которая в магазинах продается по цене брендовой продукции. Они справедливо замечают, что в советское время, требуя обязательного ношения формы, государство обеспечивало и ее продажу по очень низким ценам. Сейчас же они не могут и не хотят платить огромные деньги за не слишком нарядные и не слишком универсальные вещи. Такие родители обычно не балуют детей и одевают их в школу достаточно скромно. Но они настаивают на праве своих чад ходить на уроки в джинсах и вязаных вручную свитерах, потому что это дешевле и практичнее. Достойное содержание ребенка и так обходится недешево.
Форма с реформой
Если отнестись к делу объективно, можно понять, что обязательное ношение школьниками формы желательно. Но для того, чтобы преодолеть сопротивление этому «старому новшеству» (прежде всего со стороны родителей, в конце концов, форму-то им покупать!), следует изменить кое-что в основах концепции школьного обмундирования.
- Форма должна стать наряднее, демократичнее, моднее. Полувоенные костюмчики и платьица горничных с передниками – и впрямь позавчерашний день.
- Форменная одежда должна быть хорошо продумана. Ее конструктивное решение должно позволять одеваться и тепло, и легко, и при этом не терять внешнего однообразия.
- Форма должна дешево стоить. Государству следует подумать о каких-то дотациях или льготах для производителей такого вида одежды. При этом качество низким быть не должно. Ради своего будущего страна выдержит такой расход.
А кроме этого, общество должно решительно поменять свои ценностные приоритеты. Детей сызмальства надо приучать к мысли, что самовыражаться и утверждать лидерство надо не через наличие модных «шмоток», а через свои знания, ум, таланты и трудовые достижения. Культ образованности, трудолюбия, полезности и самосовершенствования должен заменить культ обладания. Хватит с нас прославляемых двоечников и искусственных фигур с глянцевых обложек! Стране нужны квалифицированные рабочие, подготовленные офицеры, отличные врачи и широко мыслящие ученые! А такие люди своей рабочей одежды никогда не стыдились…