Плюсы и минусы системы Монтессори

Плюсы и минусы системы Монтессори

Когда речь заходит о методах обучения, всегда сложно выбрать лучший для вашего ребенка, так как есть много информации о школах, методах, теориях и ученых. Вероятно, вы слышали о методе Монтессори, теории альтернативного образования с миллионами последователей по всему миру. Методика Монтессори — это уникальный образовательный подход, разработанный итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори.

Целью этого подхода является воспитание естественной склонности к обучению. В своей концепции М.Монтессори рекомендовала не учить ребенка, а пробуждать желание учиться и познавать, поддерживать его стремление получать знания в специально подготовленной среде. Этой средой является класс, оснащенный различными тематическими зонами и развивающими игрушками:

  1. Зона реальной (практической) жизни.
  2. Зона сенсорного развития.
  3. Зона арифметики.
  4. Зона лингвистическая.
  5. Зона космическая.

Класс Монтессори

Занятия происходят в игровой форме, в непринужденной и легкой атмосфере. Окружающая среда должна быть благоприятной, но достаточно сложной, учитывая возможности и потребности ребенка. В таких условиях учитель и ребенок будут строить отношения, основанные на доверии и уважении, что в конечном итоге повысит доверие и желание ребенка столкнуться с новыми знаниями. Мария Монтессори верила, что у детей есть так называемые “сенситивные периоды” для обучения.

Сенситивный период — идеальный возраст эффективного развития какой-либо стороны психики, а так же обучения и воспитания. Сенситивные периоды длятся от рождения и 6 лет, поэтому Монтессори считала, что эти 6 лет являются основными в обучении и воспитании ребенка. Необходимо отметить, что сенситивные периоды проходят так же быстро как и приходят. Поэтому необходимо создать максимально комфортную атмосферу  для развития ребенка. Ни одна из методик раннего образования не совершенна, так и в методике Марии Монтессори имеются  свои достоинства и недостатки.

Плюсы методики Монтессори

  • Одна из наиболее распространенных жалоб на традиционную систему образования заключается в том, что она не учит детей независимым и самостоятельным решениям. Методика Монтессори дает возможность ребенку развиваться и обучаться самостоятельно, в собственном ритме и темпе. Преподаватель в школах Монтессори является наблюдателем, дети обучаются без давления со стороны преподавателя.
  • В школах Монтессори в одном классе обучаются дети разных возрастов. Такой подход благоприятно влияет на социальные навыки. У старших  детей есть возможность развивать социальные, эмоциональные, коммуникативные и лидерские навыки, работая с младшими детьми. Дети учатся товарищеской поддержке и взаимопомощи.
  • Самоконтроль и самооценка являются неотъемлемой частью подхода класса Монтессори. По мере взросления ученики учатся критически смотреть на свою работу и самостоятельно распознают и исправляют свои ошибки.
  • Один из важных пунктов метода Монтессори — приучение к самостоятельности и уходу за собой, порядку, эстетическому вкусу.
  • Огромное количество дидактических материалов. Большинство этих материалов были созданы самой М.Монтессори. Все материалы выполнены из натурального сырья и  предоставлены в единственном экземпляре. Дети могут выбирать любые материалы, которые они хотели бы использовать, и могут работать до тех пор, пока данный материал их интересует.

Учитель с учениками

Минусы методики Монтессори

  • Этот метод несколько односторонний: во-первых, он ориентирован на сенсорное развитие ребенка и способствует качеству, необходимому для восприятия и обработки информации из окружающей среды (для развития внимания и логики). Во-вторых, он не направлен на раскрытие эмоциональной сферы ребенка и его коммуникативных навыков, на стимулирование воображения. Метод Монтессори  не затрагивает развитие творческих способностей ребенка.
  • Так же игнорируются подвижные игры и чтение сказок. В группе Монтессори многим экстравертным детям обычно скучно, поскольку по характеру они больше ориентированы на взаимодействие не со «средой», а с другими детьми. Это один из главных недостатков педагогики Монтессори.
  • Этот метод может пользоваться успехом у детей дошкольного возраста, чем детей старшего возраста. Потому что освоение способа выливания воды из одной чашки в другую — это не то же самое, что курс алгебры. Он ориентирован в основном на краткосрочные интересы детей. В связи с этим число современных детских садов Монтессори в сотни раз больше, чем количество школ Монтессори.
  • Развитие образовательного метода Марии Монтессори характеризуется полным отсутствием понятия «конкуренция». Считается, что сравнение одного ребенка с другим не имеет смысла: каждый человек отличается и имеет свой собственный путь развития. Сравнение результатов, позволяет  понять в какой сфере ребенок может добиться успеха.
  • Привыкая к независимости на уроках, свободному перемещению ребенку  трудно адаптироваться в традиционных школах, где более строгий распорядок.
  • Учителя Монтессори не являются центром внимания в классе. Их роль заключается в подготовке и организации учебных материалов для удовлетворения потребностей и интересов детей Монтессори. Таким образом, детям не просто адаптироваться к правилам традиционного образования, где учитель является авторитетом.
  • Невозможно оценить прогресс обучения детей из-за отсутствия тестирования, оценок и домашних заданий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *