Как говорил В.И. Ленин: «Нельзя понять марксизм и нельзя цельно изложить его, не считаясь со всеми сочинениями Энгельса» и к этой цитате можно лишь добавить, что труды Энгельса затрагивают не только марксизм, но и жизнь человека в целом. Работы автора содержат в себе разнообразные идеи: философии, экономики, политики, антропогенеза. На ряду с К. Марксом он был основателем материалистического понимания истории, разработал теорию научного коммунизма и написал такие известные книги как: «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Манифест Коммунистической партии» и многие другие.
Роль труда в превращении обезьяны в человек
Среди его произведений особого внимания в научной среде занимает очерк «Роль труда в превращении обезьяны в человека», являющийся составной частью «Диалектики природы». В этой работе известный философ, экономист и теоретик рассматривает идею антропогенеза, как результат осмысленной и бессознательной трудовой деятельности обезьяноподобных предков человека. «Сначала труд, а затем и членораздельная речь явились двумя главными стимулами, под влиянием которых и развился мозг человека»- утверждает учёный.
Написана книга была в 70-е годы XIX века, но своей актуальности, несмотря на почтенный возраст, совсем не потеряла и изучается многими зарубежными странами, в том числе Германией, Францией, Великобританией. При этом, работа Энгельса опирается на труды и теории многих известных философов и ученых: Гегеля, Канта, Шванна, Декарта, Дарвина, яростно критикует идею тепловой смерти вселенной, спиритизм, Дюринга. Среди основных этапов происхождения человека он выделил такие, как:
- Появление прямохождения.
- Ручной труд и совершенствование передних конечностей.
- Становление членораздельности речи.
- Развитие коры больших полушарий головного мозга, а за ним, соответственно, и интеллектуальных способностей приматов.
Основой для написания труда послужили научно-теоретический взрыв на рубеже 20 века, активное развитие биологии и социологии и их непременная связь. Литература того времени буквально пестрила информацией нового формата, а социологи и биологи всячески пытались найти разграничительную черту между человеком и животным, объяснить, как и почему человек отличается от своих диких сородичей, в каком случае человека можно назвать человеком. Идеи того времени порой доходили до абсурда и рядовому гражданину было проще поверить в креационизм и сотворение человека высшим существом. Энгельс смог систематизировать разрозненные знания, отбросить лишнее, разработав собственную рациональную теорию, которую всерьёз рассматривают даже сегодня.
Преимущества теории
Среди плюсов рассматриваемой теории можно выделить:
- Полную рациональность и научную обоснованность, согласно данным середины XIX, начала XX веков.
- Указание на концепции и положения других известных ученых и философов, благодаря которым можно проследить ход мысли автора и построить закономерную логическую цепочку.
- Сжатое, лаконичное изложение материала Энгельсом
- Структурированность теории. Ее последовательность в изложении.
- Актуальность с небольшими оговорками — очерк не противоречит, дополняет и раскрывает суть идей Чарльза Дарвина, Ж.Б. Ламарка, Т. Шванна и других. Концепции этих учёных сегодня являются классикой биологической системы.
- Рассматривание проблемы антропогенеза с необычного ракурса — с точки зрения социологии.
- Книга и ее суть являются мощным мотиватором для достижения успеха и саморазвития. В Советский период на данную книгу опирались гении марксистско-ленинской пропаганды. Вокруг идеи «Труд сделал из обезьяны человека» строились целые политические комплексы, методы и способы формирования граждан с активной трудовой позицией, так называемых, комсомольцев и пионеров. Сегодня модель Энгельса активно эксплуатируют гуру коучинга, тренеры, менторы, авторы книг по саморазвитию личности, политики, лидеры многих социальных движений и партий.
Недостатки трудовой теории
Минусы не такие существенные, но тем не менее их стоит учесть перед ознакомлением с работой:
- Концепция перехода от облика примата к облику человека не рассматривает прочих факторов: климатических особенностей проживания обезьяноподобных предков человека, особенностей рациона питания, окружающих хищников, борьбы за ресурсы.
- Идея полового отбора в книге сводится к мысли, что он осуществлялся исключительно по признаку «самый трудолюбивый — самый привлекательный». В Советский период это может и имело место, но в наше время далеко не всегда соответствует действительности.
- Многие видные антропологи критикуют систему «прямохождение — ручной труд- речь- когнитивные способности» и ставят речь первичнее прямохождения, в связи с невозможностью создания осознанного трудового процесса без членораздельной речи и отсутствия семантических свойств речи. Проще говоря, они утверждают, что сначала появилась речь, а в следствии появления возможностей для коммуникации — потребность во взаимном труде и обмене навыками.
- Ни Энгельс, ни Ламарк не учитывали генетическую природу антропоморфных признаков и то, что усовершенствованные качества не передаются человеку. Типичный пример — дети семьи спортсменов далеко не всегда имеют спортивное тело. Они имеют предрасположенность и имеют шансы на то, что социум повлияет на качество формы тела, но это не является гарантом развития качества.
- Книга написана довольно сложным языком и подходит для изучения достаточно эрудированным читателям.
Таким образом идея остаётся актуальной на сегодняшний день, но с небольшими оговорками и корректировками.
Заключение
Фактически, не осознавая этого, Энгельс подтвердил в своей работе теорию Ж.Б. Ламарка об упражнении и совершенствовании органов путём регулярной стимуляции примером с конечностями и корой полушарий мозга. Переведена книга в современной интерпретации была лишь в 1925 из-за большого количества концепций, теорий и нагромождения научных сведений, с которыми не каждый переводчик был способен справиться.
Однако книга рекомендована к прочтению не только специалистам биологической сферы деятельности, но и людям, работающим с социумом: психологам, экономистам, учителям, предпринимателям, а также, в целях общего, всестороннего развития, мотивации на достижение целей- любому человеку.