Сажевый фильтр – это конструктивный элемент дизельного автомобиля, предназначенный для снижения концентрации вредных веществ в выхлопных газах. Задерживает основную часть сажи, не пропуская её далее в выхлопную систему. Является дополнением к катализатору, который также служит для уменьшения концентрации токсических веществ.
Со временем он сильно засоряется и выходит из строя, из-за чего появляются ошибки бортового компьютера. В таком случае производят его замену или удаление. Большинство автовладельцев предпочитают удалять неисправный элемент, но это решение имеет свои преимущества и недостатки, которые следует учесть перед обращением в автосервис.
Особенности процедуры
В сажевом фильтрующем элементе оседает порядка 90% сажи, благодаря чему вредные вещества не попадают в окружающую среду. Фильтр имеет закрытую конструкцию и находится в специальном корпусе. Деталь располагается рядом с катализатором. В бензиновых двигателях такого узла нет, что обусловлено отличиями в процессе воспламенения и сгорания бензина и дизеля.
Фильтры для удаления сажи из выхлопа классифицируются на 2 типа:
- DPF. Имеет закрытую и упрощённую конструкцию. При засорении возможна регенерация путём разборки и ручной промывки. В случае сильного засорения полностью приходит в негодность, поэтому требует замены или удаления.
- FAP. Закрытый фильтр с автоматической регенерацией. Бортовой компьютер с помощью специальных датчиков определяет засорение и запускает процесс восстановления. Регенерация происходит путём повышения температуры в узле для выжигания сажи. Но, и такие виды со временем приходят в полную негодность.
Как заявляют производители, сажевого фильтра хватает на 150 000 км пробега. Однако из-за низкого качества топлива и других факторов обычно он выходит из строя гораздо раньше. В идеале элемент нужно менять на новый, но это достаточно дорогостоящая процедура, поэтому большинство автолюбителей его удаляют. Процедура производится в специализированной мастерской. При наличии соответствующего оборудования и навыков процедуру можно провести и самостоятельно.
При засорении фильтра возникают такие неудобства:
- Постоянно появляющаяся на бортовом компьютере ошибка, сообщающая о загрязнении детали.
- Снижение мощности двигателя из-за повышения сопротивления в выхлопной системе.
- Повышение расхода топлива вследствие постоянных регенераций.
Работа по удалению выполняется в 2 этапа:
- Непосредственное физическое удаление путём вырезания. Выхлопную систему полностью или частично разбирают и механически вырезают фильтр. Вместо него устанавливают пламегаситель или заглушку. Лучше ставить пламегаситель, поскольку он замедляет износ выхлопной трубы.
- Программирование бортового компьютера. В системе имеется датчик, по которому блок управления определяет наличие и состояние фильтрующего элемента. Если он отсутствует или засорён, компьютер будет постоянно выдавать ошибку. Для её устранения бортовой компьютер нужно перепрограммировать с помощью специальных устройств.
Самостоятельно провести процедуру достаточно сложно. Для разборки выхлопной системы требуются специальные инструменты. Вырезать деталь подручными средствами также не выйдет. Перепрограммирование производится с помощью специального программатора и компьютера. Поэтому необходимо обращаться в специализированную мастерскую.
Плюсы удаления сажевого фильтра
После проведения процедуры автовладелец получает следующие положительные результаты:
- Снижение расхода топлива. Благодаря уменьшению сопротивления в выхлопе мотору потребуется меньшее количество топлива для поддержания тех же оборотов, что и с фильтром.
- Продление срока службы двигателя. Снижается нагрузка на мотор и соответственно его температура, благодаря чему он прослужит дольше.
- Экономия средств. Замена узла – дорогостоящая процедура. Гораздо дешевле его удалить.
- Повышение мощности мотора благодаря снижению нагрузки и отсутствию лишнего сопротивления. Автомобиль будет ехать резвее и динамичнее. Процедура позволяет полностью раскрыть потенциал двигателя.
- Отсутствие необходимости в ручной или автоматической регенерации. При автоматическом восстановлении блок управления интенсивно повышает обороты, чтобы увеличить температуру в фильтре, из-за чего возрастает расход топлива.
- Отсутствие ошибок бортового компьютера. Обычная ошибка вызывает только визуальные неудобства, но иногда может включаться аварийный режим. В таком режиме зачастую вовсе невозможно завести мотор.
Минусы удаления сажевого фильтра
Несмотря на весомые преимущества процедуры, она имеет и ряд минусов:
- Если автомобиль ещё находится на гарантии, владелец её лишится. Провести бесплатный ремонт или обслуживание в авторизованном сервисном центре после выполнения процедуры будет невозможно. В том числе это может негативно сказаться на цене продажи транспортного средства.
- Необходимость внесения изменений в программное обеспечение блока управления. В двигателе имеется множество датчиков, в том числе контролирующих систему выхлопа. Если вырезать фильтр и не перепрограммировать электронику, постоянно будет отображаться ошибка. Возможно даже включение сервисного режима, при котором обычно эксплуатация авто невозможна.
- Экологический вред. Из выхлопной системы автомобиля в атмосферу будет попадать гораздо больше вредных веществ. Дым из выхлопной трубы станет чёрным и гораздо более едким.
- Несоответствие европейским стандартам. Экологический стандарт будет снижен до Евро-3. Эксплуатация таких автомобилей разрешена в России, но запрещена в странах Евросоюза. В случае поездки в Европу можно получить штраф, если сотрудники правоохранительных органов проведут проверку автомобиля.
- Повышение нагрузки на турбину из-за увеличения оборотов, что может привести к сокращению её срока службы.
Заключение
Целесообразность удаления сажевого фильтра следует определять индивидуально, исходя из личных потребностей и задач. Большинство владельцев дизельных автомобилей склоняются к удалению. Это более дешёвое решение, чем замена. Кроме экономии средств улучшаются ещё и рабочие характеристики двигателя, машина быстрее набирает скорость. Но, есть риск получения штрафа при поездке в европейские страны.
Также процедуру не рекомендуется проводить, если машина ещё на гарантии, лучше произвести замену в сервисном центре. Если же авто не на гарантии и зарубежные поездки не планируются, вполне можно удалять фильтр.