Многие школьники, как и их родители, до сих пор не знают, что же скрывается за словосочетанием «всероссийская проверочная работа», хотя этот вопрос касается непосредственно школьников и их родителей. Так что же это значит — «всероссийская проверочная работа»? Итак, для начала нам необходимо провести небольшой экскурс и узнать предысторию этого понятия. Начнём мы с того, что познакомимся с системой российского образования (в общих чертах). Это потребуется нам для лучшего понимания целей проведения всероссийских проверочных работ.
Что, где, когда?
Как известно, срок обучения в российских школах и гимназиях составляет 11 лет. Раньше этот срок был меньше, однако впоследствии было принято решения увеличить его до той цифры, о который было сказано выше. Вполне понятно, что за такой огромный срок можно вызубрить все тома «Войны и мира», а не то что овладеть простейшими навыками арифметики и правописания (судя по уровню знаний некоторых выпускников). Однако в современном мире этого может оказаться недостаточно: конкуренция на мировых рынках только возрастает, а в след за ней и спрос на квалифицированные кадры, способные улучшить коммерческие показатели частных компаний и государственных предприятий.
Как же можно получить эти самые квалифицированные кадры? Самый простой способ — подготовить их самим, однако для этого нужно иметь и соответствующую систему образования. Именно для усовершенствования образовательных программ и устранения пробелов в знаниях школьников они и предназначены проверочные работы.
Кстати, с 2017 года участие во всероссийских проверочных работах может стать обязательным, хотя сегодня это ещё является добровольным актом. Вполне вероятно и то, что подобные работы будут проводиться не только для четвёртых классов, но и для пятых и шестых.
Что же представляет из себя всероссийская проверочная работы в глазах обычного школьника? Задания выполняются по четырём предметам, среди которых математика, русский язык и окружающий мир.
Задания по русскому включает в себя диктант и ряд заданий по разделу синтаксис. Всего 13 заданий, которые должны охватывать (насколько это возможно) все разделы русского языка.
Заданий по математике всего лишь 11. С их помощью можно проверить умения в арифметике и логике, которыми ребёнок либо обладает, либо же нет. Также проверяется ряд математических знаний и уровень работы с информацией. Кроме всего вышеперечисленного, среди этих 11 заданий есть и развивающие пространственное воображение и мышление (алгоритмическое).
Работа по окружающему миру — это набор ответов на вопросы по данному учебному предмету.
Очевидно, что ученики не имеют права пользоваться учебниками, подсказками и калькуляторами, однако каждый ребёнок имеет право на черновик, при этом записи, сделанные в этом черновике, не будут проверяться, так что детям не придётся беспокоиться за свои «каракули».
Плюсы и положительные стороны всероссийской проверочной работы
Говоря о преимуществах, которые достигаются за счёт проведения проверочных работ, следует подчеркнуть следующее:
- Возможность усовершенствования учебных программ.
- Проверка успеваемости учеников.
- Возможность понять «слабые места» каждому отдельно взятому учащемуся.
- Стресс-тест для школьников, приучающий из ко взрослой жизни.
- Отличная репетиция перед будущими тестами.
Минусы
Однако в целом ряде случаев, специалисты могут наблюдать и потенциально негативное влияние от проведения проверочных работ. Среди них:
- Большой стресс для маленьких учащихся младших классов, который может негативно сказаться на их психологическом и физическом здоровье. Этот эффект может оказаться с весьма далеко идущими последствиями, ведь серьёзный стресс в столь раннем возрасте может сделать здорового ребёнка (и тем более не очень здорового) инвалидом.
- Формализм, который, вероятно, возникает в ряде учебных заведений при проведении данных тестов, может стать жизненным кредо для «маленьких человечков» на долгие годы вперёд.
Однако самой главной проблемой для школьников может стать не это. Всё дело в том, что напротяжении всего учебного годы учителя и ученики могут вместо нормального учебного процесса, цель которого — получение знаний, заниматься всего лишь навсего подготовкой к тестам: учебный процесс может свестись к элементарному «натаскиванию» на задания. В конечном счёте, мы можем получить действительно прекрасные показатели во время проведения всероссийской проверочной работы, но ужасные «реальные» знания учащихся.
Итого
Так что же мы имеем в конечном счёте? Ни одна из чаш весов российской системы образования пуста не будет, но следует помнить одно: свежее мясо и гнилое весят примерно одинаково, однако это ещё не значит, что оба этих продукта стоят одинаково.