Сингапур — достаточно маленькая страна. Будучи на карте, едва заметной точкой, она имеет огромное значение в сфере образования. Именно в ней настолько хорошо обучают математике и естественным наукам, что дети показывают высшие результаты в мире. Именно это заставило присмотреться к системе образования в Сингапуре. Для того, чтобы понять, стоит ли учителям перенимать опыт, внедрять в учебный процесс, следует проанализировать суть, положительные и отрицательные стороны.
Суть сингапурской системы образования
Уроки построены не привычным способом, когда учитель рассказывает новый материал, потом отвечают 2-3 человека, и приходит время записывать домашнее задание. В Сингапуре в уроке задействованы разные способы работы, которые учитель может подобрать любым, даже неожиданным для учеников, образом. Он выстраивает порядок занятия из разных элементов, которые называются «структуры». Соединять их можно в любой последовательности. Уроки получаются разнообразными потому, что частей всего 250, и могут получаться разные интересные комбинации. Школьники знают пошаговый алгоритм выполнения каждого из блока. Учителю необходимо следить за временем, выступать в роли модератора.
Плюсы сингапурской системы образования
- Во время урока задействованы все ученики. Они сидят за партами группками по 4 человека, могут обсуждать вопросы, советоваться, помогать друг другу. На ответ в некоторых упражнениях каждому выделяется несколько секунд, поэтому все успевают высказаться.
- Развивается устная речь школьников. Они не только учатся давать быстрый и правильный ответ, но и дискутировать между собой или учителем. Новый материал они усваивают более динамично, ведь каждый из них примеряет на себя позицию как ученика, так и учителя. Они по очереди читают и пересказывают информацию друг другу. Таким образом, источником новых знаний, являются они сами.
- В учеников сохраняется мотивация во время обучения в старших классах. Традиционные уроки для современных школьников скучные и сложные. Приходя в младшие классы, они еще замотивированы игровыми методами обучения, но чем дальше, тем больше им предстоит заучивать скучной теории, фактов, которые они не умеют применять. Сингапурская система образования полностью решает эту проблему, ведь во время урока задействовано множество форм работы, где нужно именно применить усвоенную информацию. Поэтому старшеклассники заинтересованы разбираться в новых темах, чтобы выступать компетентными перед своими товарищами. Именно они, а не учитель находятся во время урока в центре внимания.
- Школьники учатся отстаивать свою точку зрения. Они могут открыто спорить друг с другом, и даже с учителем, но при этом важно подкреплять аргументами свои высказывания. Таким образом они учатся договариваться о сотрудничестве, находить компромисс, и таким образом конструктивно решать конфликты. Они защищают свое мнение, точку зрения, что достаточно важно во взрослой жизни.
- Учителю не требуется находить подходы, как донести информацию. Педагог подбирает нужные структуры так, чтобы школьники работали друг с другом, или с учебным заданием, информацией. Сам педагог не доносит никакой информации. Он выступает лишь как модератор, который следит за соблюдением алгоритма, и за временем.
Минусы сингапурской системы образования
- Требует обучения учителей работе именно в этой системе. Педагогам сложно будет самостоятельно находить время для освоения сингапурской системы. Поэтому необходимо создавать специальные курсы по обучению, внедрять в учебные программы университетов, институтов. Кроме того, перед работой непосредственно с детьми, необходимо засекать по времени, сколько длится то, или иное занятие, чтобы эффективно конструировать упражнения. Если высчитать неправильно, то может не хватить времени на уроке, или наоборот — все упражнения будут выполнены, а время еще останется.
- Требуется подготовка учеников к работе по сингапурской системе. Каждый школьник должен понимать, что значит, когда учитель соединяет «структуры» между собой, что значит каждая из них. Это достаточно сложный процесс, ведь им тоже нужно запомнить 250 видов операций для того, чтобы учитель подавал сигнал, а они выполняли. Для современных учеников это нереально, ведь они не приспособлены к таким условиям. Им придется давать дополнительную инструкцию перед каждым упражнением. То есть, акцент снова будет больше смещаться на учителя. В Сингапуре детей начинают готовить еще с детского садика. Они к поступлению в школу знают принципы работы большинства «конструктов». А главное — они понимают что нужно следовать заданному алгоритму.
- Необходимо правильно укомплектовать рабочие группы. В классе учатся разные дети, с разными психологическими особенностями. У них разные мышление, память, внимание, воображение, темперамент, способы действия в конфликтных ситуациях. Одни из них учатся лучше, все схватывают на лету, другие — хуже, при повторении не могут вникнуть в материал, понять его. Важно, чтобы в распределенных группах ученики помогали друг другу, немного подсказывали, но не превращали в пассивное списывание. Слабые в учебе, не должны пользоваться готовыми результатами работы более сильных своих одноклассников.
- Учитель не может формировать мировоззренческие ценностные установки школьников. То есть, полностью исключена воспитательная функция. Присутствует лишь натаскивание на знания.
Вывод
Таким образом, некоторые приемы из сингапурской системы образования включены в учебный процесс — работа в малых группах, в парах, микрофон. Но эти формы работы лишь эпизодические, а полностью перестроить систему образования пока невозможно. У самих педагогов еще не сформированное представление о том, как эффективно внедрить сингапурскую систему в отечественные реалии. Ведь нужно перестраивать то, что наработано и проверено годами, менять свое мышление.