В середине XIX века в научном сообществе появились идеи психологического развития государства и общества, что было связано со становлением психологии как самостоятельной науки. Наибольшее распространение такое видение получило в Германии и во Франции.
Родоначальником психологической концепции стал русско-польский правовед и дипломат Лев Иосифович Петражицкий. В трактатах «Введение в изучение права и нравственности» (1908 г.) и «Теории права и государства в связи с теорией нравственности» (1907 г.) ученый показал развитие общества, права и государства через психологические особенности личности.
Суть теории и основные представители
В основе концепции лежит психическое стремление людей жить в организованном обществе, где четко определенны социальные рамки и нормы поведения. Образуются группы людей со схожими целями и интересами. Внутри объединений происходит разделение личностей на:
- Сильных, способных управлять другими.
- Слабых, управляемых, пассивных.
Постепенное психическое развитие общества приводит к появлению государственности. Теорию Петражицкого подхватил французский ученый, один из основателей европейской социологической школы, Габриель Тард.
Он считал, что общество развивается благодаря подражанию (имитации), когда одни люди повторяют действия других. Этот социально-коммуникативный механизм позволяет передавать все человеческие знания и умения из поколения в поколение, и является одним из значимых процессов сохранения и развития общества.
Тард выделил в обществе два типа личностей:
- «Творцы» — создают «изобретения» (например язык, религию, ремесло, а также – государство).
- «Имитаторы» — копируют и адаптируют «изобретения» «творцов» к изменениям в окружающей среде.
Именно «творцы» являются основой социальной эволюции, двигают общество вперед. При этом столкновение новых и старых «изобретений» может приводить к конфликтам, в том числе — военным. Постепенно «изобретения» укореняются в обществе, преобразуются в социальные и правовые институты, приводят к спокойствию и гармонии.
Другой значимый представитель психологической школы, австрийский психолог, основоположник психоанализа – Зигмунд Фрейд. В работе «Психология масс и анализ человеческого Я» (1920 г.) ученый рассматривал объединение людей в массы. Он объяснял существование таких масс особенностями человеческой психики.
Человек подсознательно выбирает себе группу, в которой готов исполнять определенную роль. При этом поведение человека в толпе будет существенно отличаться от привычного ему в кругу семьи или наедине с самим собой.
Психологическая теория происхождения государства также была дополнена Е. Н. Трубецким, который сравнивал общество с биологическим организмом. Здесь отдельные индивиды объединяются в группы не на физическом, а на психическом уровне для наилучшего взаимодействия между собой. Поэтому государственность возникает в связи с психологической потребностью и закономерным развитием человечества.
Плюсы теории
Концепция Л. Петражицкого стала прорывом для научного сообщества. Теория заложила новые основы в понимании проблемы возникновения и развития общества, государства и права. Поставила под сомнение социально-экономическую теорию К. Маркса, которая была преобладающей в науке того времени.
Причины взлета концепции:
- В психологической концепции возникновения государства было доказано, что развитие человеческой психики гораздо выше, чем у животных. В человеческом обществе преобладают солидарность и коллективизм. Такое глубокое понимание различий стало возможным благодаря формированию психологии как самостоятельной научной дисциплины.
- Появление первых политических элит и образование государства было исторически обосновано. Древние люди выделяли тех, кто обладал особыми способностями, харизмой: жрецов, племенных вождей, шаманов. Постепенно сознание племени становилось зависимо от этих сильных личностей. Власть элиты со временем увеличилась и образовалась правящая верхушка. Одновременно с этим появляются агрессивно настроенные личности, которых приходится сдерживать правовыми нормами. Так появляется государство.
- В психологической теории важное место занимает идея проявления воли и личного участия человека, что делает концепцию актуальной и для современной науки.
- Источники права и процесс формирования государства заложены в психике самого человека. Таким образом, психологическая теория трактует те вопросы общественной жизни, которые не могут быть сформулированы в других концепциях происхождения государства.
- Государство возникает лишь в тот момент, когда общество психологически готово к новой форме организации.
Минусы концепции
Несмотря на то, что психологическая теория происхождения государства имеет ряд преимуществ, она не лишена недостатков.
- Государство и общество невозможно рассматривать только с точки зрения психологических факторов. Это сложные системы, где большое влияние оказывают экономические, политические и социальные процессы.
- Развитие психологической теории государства было бы невозможно без психологии, как самостоятельной науки. Однако на момент расцвета концепции многие ключевые понятия человеческой психики еще не были четко определены. Поэтому такие качества как «импульсы», «эмоции», «переживания» часто обозначают одно и то же явление, хотя таковыми не являются.
- Сторонники учения видели стремление к солидарности врожденным качеством человеческой личности. Однако оно не может являться основополагающим. Это подтверждают многие военные и общественные конфликты.
- Психологические и психические качества людей не могут быть первопричиной развития общества, так как не менее сильное влияние имеют экономические, духовные, социальные и политические факторы.
- Если брать во внимание только психическое развитие общества, то выделить реальный пример возникновения государства невозможно.
Заключение
Несмотря на ряд недостатков, психологическая теория государства стала одной из самых популярных концепций становления государства. Ее поддержали такие мыслители как Г. Тард, З. Фрейд, М. А. Райснер, Д. Фрезер, Н. М. Коркунов, М. М. Ковалевский.
Ключевые идеи психологической школы и понятийный аппарат широко используются в современной теории государства и права, в том числе в Скандинавской реалистической школе права (особенно в трудах А. Росса и К. Оливекрона). Так же психологическая теория оказала большое влияние на развитие социологических наук в Европе и США.