Лучшее в мире – только так и не иначе говорили о советском образовании. А сегодня о том единого мнения нет. Большинство именно так о нем и вспоминает. Кто-то упорно твердит о несгибаемой идеологической направленности.
Но все же, почему лучшее? Вне всякого сомнения, есть что-то в этом от пропаганды. Так ведь на то были свои основания. В сжатые сроки была ликвидирована безграмотность населения. Да и число Нобелевских лауреатов в СССР, даже в экономике, науке, не являвшейся самой сильной стороной в советском государстве, говорит в пользу советского образования. Школьники советской школы становились неоднократно победителями международных олимпиад по естественнонаучным дисциплинам. И это все при том, что на Западе общее образование появилось раньше лет на сто.
Науки гуманитарные находились под сильнейшим идеологическим прессингом, а потому с ними дело было посложнее. Советская школа даже в самой глухой деревушке готовила к поступлению в ВУЗ. Достаточно было просто хорошо учиться, чтобы без привлечения репетиторов успешно сдать экзамены в институт или университет. И при этом уровень образования в семье не имел значения. Чтобы поступить в более престижный ВУЗ, достаточно было учиться в специализированной школе.
Выпускник высшей школы получал фундаментальное образование и глубокие знания, пусть к работе он был подготовлен не всегда хорошо.
Почему насчет советского образования так много споров? Потому что, как и любая другая система, образование в Советском Союзе имело свои несомненные преимущества, как перед западной системой образования, так и перед современной. Но были у нее и свои недостатки. И трудно сказать, что «перевешивает».
Плюсы
- Массовость. Именно советское образование позволило достичь в стране всеобщей грамотности. И пусть немало людей старшего возраста сумели окончить лишь 3-4 класса школы. Кому-то помешала война, кто-то был подвергнут выселению, а для кого-то гораздо важней было идти работать и кормить семью. Им не удалось завершить полный курс школьного обучения, но читать и писать почти все из них научились. Кстати, к революции почти половина населения Российской империи уже знала грамоту.
- Доступ к образованию для всех национальных и языковых меньшинств. Именно большевики занимались внедрением образования на языках многих малых народов. Часто для этих самых языков создавались и внедрялись и письменность, и алфавит. Приобщиться к грамоте могли представители самых окраинных народов, сначала на своем родном, затем – на русском языке.
- Доступность (всеобщее среднее, довольно распространенное высшее бесплатно). Были сняты все сословные ограничения. И любой ребенок имел право получить сначала начальное, затем вреднее образование, которое чуть позже встало всеобщим. Имея хорошие знания и высокий балл аттестата, реально было, успешно сдав вступительные экзамены на конкурсной основе поступить в ВУЗ.
- Мотивированность образования. Уважение общества к образованию. Продвинуться в жизни можно было только получив достойное образование, равно как и получить хорошую работу, прилично зарабатывать. Что партийная, что военная карьера требовали повышения уровня образования, что служило неплохим стимулом для того, кто к этому стремился.
- Уважение к учительскому труду. Часто люди наиболее грамотные и способные становились учителями. Эта профессия была в числе наиболее уважаемых и востребованных. К тому же работа в школе составляла реальную альтернативу тяжкому труду колхозников и рабочих.
- Высокий уровень подготовки поступивших в высшие учебные заведения. Конкурсы на место в любом советском вузе были довольно высокими, чтобы стать студентом, необходим был не только хороший аттестат, но высокие оценки на вступительных экзаменах. Вот и выходило, что студентами становились способные и грамотные ребята.
- Высокое качество высшего технического образования. Об этом говорят, прежде всего, выдающиеся открытия и технические изобретения, которыми так богата была советская эпоха. А как внушительно выглядит список прославивших страну ученых и изобретателей.
- Система спортивного образования – нет лучше в мире. Медали Олимпийских игр – лучшее тому подтверждение.
А еще:
- Удовлетворение потребностей государства в новых кадрах, когда наблюдался резкий подъем в промышленности, создание новых отраслей, появлялась новая техника.
- Относительно высокие стипендии, составлявшие почти треть от средней зарплаты в стране.
- Бесплатное внешкольное образование.
Минусы
- Сомнительное качество гуманитарного образования по причине идеологической направленности.
- Очернение досоветского периода истории, деформация нравственных ориентиров.
- Утечка и другие потери академических кадров под влиянием идеологии и политической борьбы
- Ограничения в доступе к высшему образованию которые существовали для некоторых групп населения (дети дворянских семей, купеческих, духовенства и т.п.).
- Препятствия в общении с учеными разных (особенно, западных) стран.
- Низкое качество преподавания иностранных языков.
- Отсутствие домашнего образования
- Массовое развитие детских домов с очень низким уровнем социализации воспитанников в позднем Союзе.
- Отсутствие альтернативы совместному обучению девочек и мальчиков.
- Вырождение системы профтехобразования в позднем Советском Союзе, когда ПТУ-шники перестали восприниматься, как будущие квалифицированные рабочие, а ассоциировались уже с пьяницами и хулиганами.
Можно, конечно, продолжать этот список. Но все-таки, хочется верить, что было лучшим то самое, советское образование. Ложка дегтя найдется всегда. Но почему бы не использовать то, что было реально лучшим.