Первым делом разберемся, что же собой представляет объяснительная записка. На имя руководителя предприятия или начальника отдела (если организация большая) можно составить две разновидности записки – докладную и объяснительную. Внешнее оформление очень схоже, но существенное различие заключается в том, что в объяснительной записке нет раздела с выводами и предложениями. Объяснительная записка – это документ, который содержит обращение работника к вышестоящему по должности, лицу, объясняющее некое происшествие, действие, факт, произошедший на предприятии.
Объяснительная записка составляется, как отбельный документ на листе бумаги и пишется на имя определенного человека (как правило, это вышестоящее должностное лицо) начальника отдела или всего предприятия.
Записка поясняет руководящему лицу точку зрения того, кто ее пишет на происшествие или событие, интересующее руководство. Таковым событием может стать некачественно выполненная работа (выполнена не до конца или в случае, когда срок, отведенный на выполнение был превышен). Нарушения техники безопасности или трудовой дисциплины (опоздал, или вообще не пришёл на работу, или пришел в состоянии алкогольного, наркотического либо токсического опьянения), причем факт опьянения должен быть доказан специальным заключением.
В чем же положительные стороны написания объяснительной записки
- Написав записку, вы излагаете свою точку зрения на происшествие, обращаете внимание на важные аспекты, демонстрируете лояльность и готовность сотрудничать. И при этом необязательно быть в чем-то виноватым.
- Предоставляемая сотрудником информация должна быть лаконичной и четко сформулированной и самое главное достоверной. Не захламляйте документ лишней и несущественной информацией. Это обеспечит расположение начальства.
- При написании объяснительной записки во всем документе придерживайтесь официально-делового стиля, ни в коем случае не используйте нецензурную лексику. Старайтесь выражать мысли как можно короче, постарайтесь избежать любой эмоциональности. Описывайте факты, непосредственно относящиеся к делу сухим канцелярским языком. Также немаловажную роль играет грамотность текста.
- Обратите внимание вышестоящего должностного лица на смягчающие обстоятельства, если имеются письменные доказательства, обязательно приложите их к документу. Если документ будет содержать описание объективных причин, оправдывающих работника в рассматриваемой ситуации, велика вероятность, что никаких дисциплинарных взысканий не последует.
- В документе не оправдывайтесь, ни в коем случае не признавайтесь и не пытайтесь обвинить кого-то другого (ведь это сыграет не в вашу пользу). Разбираться в сложившейся ситуации, давать оценку обстоятельствам, заниматься поисками виноватых будет начальство.
- Объяснительную записку можно написать от руки или представить в печатном варианте. Оба варианта приемлемы, но рукописный вариант показывает вашу заинтересованность и то, что записка не скопирована из интернета. Обязательно присутствие соответствующих реквизитов в шапке записки (название организации, имя и должность получателя), дата и подпись автора.
- Работодатель не может заставить вас написать записку, но если вы не виноваты в проступке, то в ваших же интересах это пояснить. Но спешить не стоит, на написание предоставляют два дня, можете потратить их с умом и посоветоваться с представителем профсоюза или юристом.
Отрицательные стороны написания объяснительной записки
- При дисциплинарном нарушении начальник может лишь предложить объясниться в письменной форме. Но в законодательстве не прописано, что вы обязаны это сделать. Тем не менее, если объяснения не даны в течение двух дней работодатель, вправе составить акт об отказе, и собрав доказательства вашей провинности применить взыскание.
- Не грамотно составленная объяснительная записка может быть использована против вас и прикреплена к приказу о взыскании (в большинстве случаев это потеря процента от премии или в полном объеме, и в зависимости от тяжести проступка замечание, выговор, увольнение) в качестве доказательства.
- Отказ от сотрудничества с начальством выставляет вас виноватым и портит отношение к вам вышестоящего должностного лица.
- Объяснительную записку пишут строго от первого лица, то есть от автора. 5. Использование таких фраз как: «я этого не знал», «меня этому не учили» и других, говорит против вас, даже если вы не совершали проступков. Ведь при принятии на работу вы подписывали должностные инструкции, где указан список умений и знаний, которыми вы должны обладать, для того чтобы занять эту должность, а это значит что вы недостаточно квалифицированы для работы. И это может стать поводом для дальнейших разбирательств и взысканий.
Основные рекомендации к написанию записки очень просты. Правильно оформите документ, впишите все необходимые реквизиты, постарайтесь, чтобы в тексте не было просторечной лексики, и преобладал деловой стиль. Придерживайтесь достоверных фактов, которые в состоянии подтвердить документально. Избегайте доводов и размышлений также информации, не относящейся к делу. Не стоит также обвинять кого-то из коллег или собственную неосведомленность вед это может привести к более негативным последствиям, чем, если бы вы признали провинность.
Отнеситесь к написанию серьезно получите консультацию профсоюза или юриста, не стоит писать первое что, в голову придёт, вед это официальный документ, который может стать подспорьем для увольнения недобросовестного работника.