Нужна ли приватизация монопольных предприятий или нет. Споры об этом ведутся постоянно. И сторонники, и противники ссылаются на опыт приватизации 90-х г.г. Как отмечали бывшие чиновники, связанные с ней, она не обошлась без серьезных нарушений. С другой стороны, нельзя забывать об особенности положения монопольных предприятий.
Впрочем, чтобы разобраться в вопросе, надо рассмотреть и положительные и отрицательные стороны передачи естественных монополий в частные руки.
Что такое естественная монополия и что такое приватизация?
Естественная монополия – это состояние рынка, при котором оказание услуг или производство товаров с технологической точки зрения возможно одной компанией. У потребителя нет выбора, он может получить товар или услугу только у одного лица. Также называют предприятия, занимающие исключительное или доминирующее положение в силу естественных причин. Монополия названа естественной, т.к. нельзя иным образом организовать производство товара.
Естественная монополия ограничена сферами, обозначенными в законе. Т.е. создать такую структуру, выйдя за рамки закона нельзя. Это будет считаться нарушением закона и приведет к санкциям со стороны государства.
Приватизация – передача в частные руки имущества, принадлежащего государству или муниципальным образованиям. В отношении предприятий она возможна лишь на платной основе. С формальной точки зрения процедура выглядит как выкуп акций, может передаваться весь пакет или его часть.
Кроме оплаты, на нового собственника налагаются дополнительные обязательства. Они предусматриваются или законодательными актами или условиями договора, на которых предлагается продажа.
Польза от приватизации
- Привлечение инвесторов в отрасль. Компании такого рода нередко не приносят прибыли и являются убыточными. Причин тому много: низкое качество управления, ограниченность средств бюджета, которые можно было бы вложить в развитие. Приватизация помогает привлечь деньги для решения накопившихся проблем и чтобы нарастить объемы производства.
- Реконструкция. Даже при поддержке из бюджета удается только поддерживать инфраструктуру предприятия. Этого недостаточно, нужно постоянное обновление, иначе подвергаются опасности и работники и люди, проживающие в обслуживаемой местности. Требования к степени допустимого износа излагаются в технических регламентах.
- Новые методы управления. Сюда включается как политика в отношении сотрудников компании и действий на рынке услуг или товаров. Новые собственники или владельцы доли в компании могут принимать или предлагать меры, которые повысят эффективность и прибыльность организации. Их возможности не безграничны, и приватизация не отменяет трудовое законодательство или нормативные требования к техничке безопасности или технологиям производства.
- Облегчение процесса ввода в действие новых технологий. Из-за недостаточности средств о них и не думаю, даже, если это и приведет к росту прибыли. Чиновники не склонны думать о завтрашнем дне и боятся тратить лишние деньги с расчетом на будущее. Представители бизнеса рискуют охотнее и не связаны бюрократическими формальностями.
- Выход на новые рынки. Технические ограничения могут препятствовать расширению географии бизнеса. Опять же причина в чиновниках, старающихся избегать риска и дополнительных вложений.
- Сохранение контроля. Естественные монополии как предприятия состоят из множества объектов, которые даже при передаче предприятия частному лицу остаются под контролем государства или даже остаются в его собственности с формальной точки зрения.
Её отрицательные стороны
Как бы ни хотелось, но приватизация несет с собой и риски:
- Не решается проблема роста цен, собственники монополий лоббируют повышение тарифов. Смена собственника на это никак не влияет.
- Получив предприятие, собственник старается увеличить прибыль, уменьшая вложения в развитие материально-технической базы. Если муниципальные или государственные власти вынуждены поддерживать предприятие, у частного владельца такой задачи нет.
- Разрушение социальной инфраструктуры. Монопольные предприятия в государственной или в муниципальной собственности тратят часть полученных денег на строительство домов для работников, школ, детских садов и т.д. Передача в частные руки приводит к отказу от этих трат, они считаются неэффективными.
- Приватизация нередко производится путем дробления единого хозяйственного комплекса, между собственниками возникают конфликты, разрушающие или блокирующие деятельность единого хозяйственного комплекса, формально разделенного на несколько предприятий.
- Приватизация путем непродуманного дробления естественных монополий приводит к повышению роста цен и тарифов, подобное случилось в сфере электроэнергетики. Например, потребители вынуждены оплачивать дополнительные комиссии в пользу сбытовых организаций, служащих посредниками.
- Если управление оказалось неэффективным, государству придется тратиться на поддержание жизненно важных объектов. Полученная ранее прибыль окажется в частных руках и недоступна для государства.
Выводы
- Приватизация объекта требует обстоятельной подготовки: инвентаризации всей материальной базы, обязательств. Иначе новый собственник может отказаться от сделки из-за введения его в заблуждение.
- Передача в частные руки не означает автоматического улучшения управления в сфере.
- Вход бизнеса в сферу естественных монополий обязывает государство контролировать деятельность нового владельца или акционера. Бюрократии меньше не становится.
- Предложение о покупке доли акций или всего пакета должно сопровождаться исчерпывающими и долгосрочными условиями эксплуатации нового объекта. Люди боятся вкладывать деньги в долгосрочные проекты, зная, что в любой момент государство откажется от своих обязательств или изменит их. Отстоять свои позиции в суде при этом затруднительно.