Аккумуляторные батареи (далее АКБ) имеет любой автомобиль. Это основной элемент системы электрооборудования транспортных средств и многих других технически сложных устройств. АКБ служит источником электрической энергии для бортовой сети машины с остановленным двигателем, а также используется для запуска мотора. Срок службы данного устройства не велик, зависит от условий эксплуатации и качества обслуживания. Среднестатистический аккумулятор полноценно работает на исправном автомобиле 5-6 лет. Для продления срока службы устройства иногда производят замену электролита.
Основы эксплуатации и обслуживания
Автомобильная аккумуляторная батарея собрана из шести аккумуляторов, последовательно соединённых электрически. Каждый аккумулятор имеет свою ячейку — «банку». Все шесть банок обобщены единым пластиковым корпусом. Аккумулятор представляет собой набор чередующихся положительных и отрицательных пластин, опущенных в электролитический раствор. Этот раствор изготовлен из серной кислоты, путём её разбавления химически чистой водой до плотности 1,28 г/см3. Отрицательные пластины (аноды) состоят из диоксида свинца. Положительные пластины (катоды) отлиты из свинца.
При отдаче электроэнергии происходит химическая реакция разложения диоксида свинца серной кислотой с образованием сульфата на катоде. Во время зарядки идёт обратная реакция. При разряде плотность электролита уменьшается ввиду расхода серной кислоты. Процесс зарядки восстанавливает кислоту, плотность раствора повышается. От качества электролита зависит продолжительность жизненного цикла аккумулятора и АКБ.
На современные автомобили устанавливаются малообслуживаемые или необслуживаемые батареи. Буквенные знаки индекса батареи означают:
- N – нормальный расход воды.
- L – малый расход воды.
- VL – очень малый расход воды.
- VRLA – малый расход воды с клапаном регулировки.
Самые популярные батареи индекса VL при нормальных условиях эксплуатации на исправном автомобиле не требуют добавления воды на протяжении всего срока эксплуатации.
Необслуживаемые батареи не имеют пробок в аккумуляторных банках, их можно определить по индексам GEL или AGM в наименовании. Они заправлены электролитом гелиевой консистенции или связанной жидкости, заключённой между пластинами в специальном стекловолоконном материале. Такие устройства имеют высокую стоимость и большой ресурс и не предназначены для доливки или замены электролита.
Замена электролита у современных АКБ, эксплуатирующихся на исправных транспортных средствах, не требуется. Батарея заправляется электролитом при вводе в эксплуатацию, с ним служит весь срок, вплоть до утилизации. Владелец только контролирует, при необходимости регулирует плотность и уровень электролита.
В жизни могут возникать ситуации, когда возникает вопрос о замене электролита:
- Помутнение раствора с сильной потерей ёмкости.
- Стабильное падение плотности до 1,20 г/см3 и ниже.
- Быстрый саморазряд.
- Длительная эксплуатация с полусухими пластинами.
- Замерзание раствора.
Польза замены электролита в АКБ
В некоторых случаях замена электролита даёт реальный результат, но далеко не всегда. Положительные эффекты могут состоять в следующем:
- Повышение энергетической ёмкости.
- Исключение риска размораживания.
- Увеличение значения пускового тока.
- Устранение эффекта вскипания электролита и выпаривания воды.
- Гарантированный запуск холодного двигателя.
- Исключение доливки.
- Экономия средств за счет продления срока службы устройства.
Емкость аккумуляторных батарей измеряется ампер-часами, указывающими на значение запаса электрической энергии, который может отдать в электрическую сеть, полностью заряженная батарея. На легковых автомобилях устанавливаются батареи с ёмкостью 55-60 ампер-часов. Это значит, что батарея способна отдавать в сеть непрерывно электрический ток силою в 1 ампер в течение 55-60 часов, или ток в 10 ампер – 5,5-6 часов. Со временем батареи теряют ёмкость, к концу установленного срока службы она расходуется на 80-90%. Замена электролита у такого устройства полезного эффекта не даст. Свежий электролит, залитый в ещё не выслуживший прибор, поможет вернуть ему ёмкость полностью или частично.
Оставление неработающего автомобиля на морозе с разряженной АКБ приведёт к замерзанию электролита и выходу из строя даже новой батареи. Если не треснул корпус и остались неповреждёнными пластины, то замена электролита восстановит работоспособность батареи и снизит вероятность замерзания.
При запуске двигателя батарея отдаёт стартеру ток с силою 100 ампер и более. Качественный электролит нового аккумулятора можно легко испортить доливкой плохой не дистиллированной воды. Значение пускового тока у такой батареи будет минимальным, она не сможет обеспечить запуск холодного двигателя. Замена электролита поможет исправить ситуацию. Исчезнет сопутствующее явление постоянного вскипания электролита при работающем двигателе. Вода из электролита выпариваться перестанет.
Факторы сдерживания процесса
Далеко не всегда мероприятия по замене электролита дают положительный эффект. Известно множество случаев, когда замена раствора приносит только вред устройству.
При нормальных условиях эксплуатации внезапно не прекращает работать ни одна АКБ. Первые признаки недомоганий проявляются постепенно. Когда батарея плохо берёт заряд даже от внешнего устройства, некоторые автовладельцы, в качестве крайней меры, производят замену электролита. Делается это своими силами, либо в мастерской. Многим предпочтительнее самостоятельная замена. Этот процесс всегда сопровождается некоторыми материальными и моральными издержками. Основными из них являются:
- Трата средств на приобретение материалов и принадлежностей.
- Необходимость строгого соблюдения мер предосторожности.
- Низкий уровень вероятности получения положительного результата.
- Высокий уровень вероятности выхода из строя рабочей батареи.
- Значительные трудозатраты.
- Работа в опасных условиях с едкими веществами
Денежные средства необходимы для приобретения свежего электролита, дистиллированной воды, ареометра и других специфических приспособлений. При неосторожном обращении с растворами, можно получить химические ожоги слизистых оболочек носоглотки, глаз, кожного покрова, внутренних органов. Попадание едкого вещества на обычную одежду или обувь неминуемо её испортит.
Самостоятельная замена электролита у АКБ ёмкостью 55 ампер-часов обойдётся владельцу не менее чем в 1500-2000 рублей. Покупка спецодежды и средств защиты приведёт к ещё большему удорожанию процесса. При этом результат может оказаться в лучшем случае нулевым, в худшем — лишит устройство остатков работоспособности. Затраченные средства и время окажутся бесполезными.
Некоторые рекомендации
Замена электролита является процедурой радикального характера, но доступной автолюбителям для исполнения в домашних условиях. В больших автопарках такая работа экономически целесообразна, метод широко практикуется. Автовладельцу нужно хорошо подумать, прежде чем принять решение.
Невозможно добиться хорошего результата при замене электролита:
- У отслуживших свой срок батарей.
- У батарей, получивших сильные механические повреждения с замыканием или (и) осыпанием пластин.
- В устройствах, длительно хранившихся при состоянии глубокого разряда.
- У АКБ с сульфатацией пластин.
- В батареях необслуживаемого типа.
Некогда не имеет смысла замена электролита у батарей с истекающим сроком службы. Средства, требующиеся для замены, лучше направить на приобретение нового устройства.
Имеет смысл и может дать неплохой результат замена испорченного электролита у относительно «свежих» АКБ, с расходом установленного срока службы не более 50%, эксплуатировавшихся в нормальных условиях на исправном автомобиле.