Этикет делового общения – предмет довольно мудрёный не только потому, что предусматривает очень много правил, но и потому, что чётких рекомендаций, как вести себя в определённой ситуации, нет. То же самое касается и поведения соискателя после собеседования – и возможного звонка, чтобы поинтересоваться его результатами. Стоит ли звонить работодателю?
Общая информация
Разумеется, выбор во многом зависит от самого работодателя. Наблюдать за ним стоит уже во время самого собеседования – насколько дружелюбно он держится, насколько подробно отвечает на ваши вопросы. Начальники, в конце концов, бывают разные. К тому же если вы поинтересуетесь конкурсом на место, на которое претендуете, то сможете понять, будет ли ваш звонок уместным, или только отвлечёт ответственного за набор персонала от дел.
Плюсы
- Свидетельство мотивированности. Все работодатели прекрасно понимают, что, помимо места, предложенного ими, вы наверняка подали заявления на несколько других – особенно если инициатором собеседования были вы сами. И если на стадии изучения резюме и даже во время собеседования довольно сложно понять, мотивирован ли соискатель работать именно в этой компании, или нет, один звонок может доказать, что человек до сих пор рассматривает эту позицию и ждёт скорого ответа. К тому же, это предусматривает выход из зоны комфорта – а человек, обладающий таким навыком, пригодится в любой компании. Даже если результатов собеседования пока что нет (не пришёл ответ от человека, ответственного за принятие окончательного решения; начальник отдела кадров ещё не принял решение; собеседования продолжаются), не лишним будет напомнить о себе и том, что вы всё ещё заинтересованы в предложенной должности. Когда набор закончится, и пора будет принимать решение, велика вероятность, что о вас вспомнят в первую очередь – так как другие кандидаты вполне могли уже найти работу.
- Скорость получения ответа. Несмотря на то, что в повседневном общении переписка по электронной почте стала отходить на задний план, в деловом общении она до сих пор остаётся одним из ключевых способов коммуникации. Вот только никого уже не удивляет то, что ответ на электронную почту можно ждать несколько недель, потому что письмо может затеряться или даже попасть в папку со спамом. Звонок же позволяет вам получить обратную связь здесь и сейчас и не мучиться в ожидании – если только, конечно, вы не попадёте на автоответчик.
- Возможность выделиться. Увы, или к счастью, практика «перезвонить работодателю» так и не укрепилась в сознании российских соискателей, поэтому так делают немногие (ровно так же, как и не пишут благодарность после собеседования). В подобной ситуации также работает нежелание навязываться, переступать намеченные при встрече границы – а значит, если вы позвоните, вы сможете выделиться на фоне других кандидатов. Неважно, будет ли это последним, что поможет вам выглядеть вам идеальным кандидатом, или тем, что спасёт ваши тонущие надежды на получение должности – главное, что вы проявите оригинальность и решимость, а многие работодатели ценят это качество.
- Возможность обратной связи. Многие работодатели ценят соискателей, готовых совершенствоваться – поэтому, даже если вы не получили желаемую должность, можно позвонить и поинтересоваться, что именно вы сделали не так. Помимо того, что это поможет вам не повторять те же ошибки на собеседованиях в дальнейшем, вы напомните работодателю о себе – и, если у него появится другая вакансия, есть вероятность, что вы будете в числе кандидатов на пост.
- Решение потенциальных проблем. Все мы люди – так что и у начальников отдела кадров время от времени происходит что-то из ряда вон выходящее. Возможен любой форс-мажор: болезнь, отпуск, изобилие соискателей, даже потеря личных контактов человека, с которым собеседование уже было проведено. В таком случае, даже если собеседование закончилось положительно для вас, вы об этом не узнаете – просто потому что до вас никак не дозвониться. Если произошло нечто подобное, ваш звонок решит проблему, о которой вы даже не знали.
Минусы
- Положение подвешенности. Если вы находитесь в активном поиске работы, за вашей спиной наверняка есть уже несколько собеседований, результатов которых вы ожидаете. Среди них, возможно, есть две-три компании, в которых вы заинтересованы больше других, но вот незадача: вы не можете до них дозвониться. Конечно, можно продолжать названивать, настойчивость очень часто вознаграждается (причины перечислены выше), а можно оставить этот вариант и попробовать что-то другое. В конце концов, не эта позиция первая в вашей карьере, не она же последняя.
- Отвлечение от дел. Не секрет, что у больших начальников всегда очень много дел. Даже если речь идёт об одном человеке, работающем в отделе кадров, вы можете позвонить ему в разгар работы над каким-либо проектом. Вашему собеседнику придётся отвлечься, чтобы проверить информацию о вашем собеседовании. Можно возразить, сказав, что в этом заключается их работа, и всё же, человеческий фактор может сыграть свою роль – не говоря уже о том, что если после собеседования прошло всего несколько дней, его результатов пока что может и не быть.
- Негативные эмоции. Кто-то скажет, что это капризы соискателя, для кого-то это может быть серьёзной проблемой – особенно если вы ждёте результат нескольких интервью сразу, и выслушивать отказ от каждого работодателя может быть серьёзной проверкой ваших нервов. Если вы не уверены, что сможете пережить отказ, озвученный вслух – возможно, лучше не звонить и попробовать другие варианты.
Выводы
Многие работодатели сами просят позвонить им после собеседования – особенно в тех случаях, когда проводится массовый набор, и существует риск того, что чьё-то заявление может затеряться. Хотя, как знать, возможно, это финальная проверка вашей мотивации, и если вы не позвоните, то вас так и не возьмут? Чтобы не рисковать, опять же, лучше удостовериться заранее – спросить на самом собеседовании, стоит ли позвонить после него, и уточнить время. Только так можно быть уверенным, что ваш звонок не причинит неудобств.