Звучание гитары еще М. Глинка называл продолжением тишины. Хоть этот инструмент и не считался изначально концертным, сейчас чаще всего его можно услышать не на площадях, а со сцены. Цыганская семиструнка практически канула в Лету – реку забвения. Шестиструнные классические, акустические, электрические гитары продолжают завоёвывать сердца слушателей, побуждая юное поколение овладевать инструментом.
Плюсы умения играть на гитаре
- Молодые люди, хорошо, а тем более, виртуозно владеющие музыкальным инструментом, всегда находятся в центре внимания сверстников. Правда, это утверждение не относится к тем, кто с молодых ногтей овладевает умением играть на фортепиано, арфе, скрипке, гармони, баяне во дворе последние пару 10-летий не встретишь. Гитаристы пока всё ещё в тренде, ведь ни один туристический слёт, прощальный вечер в лагерях труда и отдыха не проходит без шестиструнного аккомпанирующего инструмента – гитары.
- Будет веселее студентам, проживающим в общежитии, если кто-то умеет играть несколько всем знакомых песен, хотя бы на уровне квадрата аккордов тональности, разученных по рисункам с аппликатурой (расстановкой пальцев на ладах и струнах).
- Больше возможностей в подборе современных или наиболее любимых мелодий у людей, обладающих абсолютным слухом. Немного практики и им поддастся искусство импровизации, даже без изучения элементарной нотной грамоты. Такой талант быстро вольётся в музыкальный любительский коллектив или создаст свою группу, что значительно лучше, чем бесцельное пропадание на улице или в гараже.
- Недаром гитара относится не к солирующим, а к аккомпанирующим щипковым инструментам. Она может заменить фортепиано при разучивании песен в отрядах летних лагерей. Много проще привлечь внимание детей вожатому или воспитателю, владеющему игрой на гитаре. Дети такого отряда чаще выигрывают в творческих соревнованиях.
- Не стоит пренебрегать возможностью изучения расположению нот на грифе гитары детям, не обладающим абсолютным слухом, но имеющим хорошее чувство ритма. У них есть все предпосылки стать отличными исполнителями классической и современной музыки. Занимаясь музыкой, постигая все её азы под руководством педагогов, можно развить слух, а получить знания по теории музыки, гармонии. Это поможет стать композитором или руководителем ансамбля, оркестра. Аранжировки, переложения старых мелодий на новый лад, разложение произведения на голоса и партии, написание вариаций – всё это сможет сделать гитарист, не прибегая к помощи фортепиано, ведь диапазон 6-струнного инструмента совсем немного уступает по широте фортепианному.
- Детям, страдающим от головных болей, причиной которых нередко становятся успешные попытки родителей переучить левшей, просто показано учиться играть на струнных музыкальных инструментах, где главная нагрузка приходится на левую руку. Так левши трансформируются в амбидекстров – людей, одинаково хорошо владеющих обеими руками.
- Игра на любом музыкальном инструменте становится хорошим стимулом для развития памяти, логического мышления за счёт развития мелкой моторики и умения контролировать, координировать действие обеих рук одновременно.
- Плюсом для родителей юного музыканта является то, что для занятий на этом инструменте, если он не является электрическим, не требуется выделения специального места в квартире.
Что может препятствовать обучению игре на гитаре
- В методичках для педагогов стоит рекомендация, не брать для обучения игре на щипковых струнных инструментах детей, не достигших 10-летнего возраста. Хотя развивать слух нужно значительно раньше, так же, как и усидчивость, умение самостоятельно отрабатывать навыки. Запрет не относится к скрипке, а всё потому, что лады гитары слишком широкие, а растяжка юного музыканта недостаточна, а сами пальчики ещё маленькие и не окрепшие, да и на грифе скрипки всего 4 струны, а у классической и акустической гитары их 6. По физическим данным для обучения игре на гитаре больше подходят подростки от 12 лет. Только многие к этому времени уже находят своё призвание в спорте, танцах и других сферах, а ничем до сих пор не занятые дети не привыкли преодолевать неизбежные сложности на пути к совершенствованию мастерства.
- С первых занятий на струнных инструментах пропадает половина желающих научиться играть, причиной тому служат «горящие» подушечки пальцев. В зависимости от индивидуальных физиологических особенностей, у одних (в процессе постоянных занятий) образуются на пальчиках мозоли, а у других появляются выемки от струн. Как только перестаёшь заниматься на инструменте, хотя бы по полчаса в день, уплотнения кожи начинают пропадать. Значит, при возобновлении занятий вновь предстоит испытать серьёзную боль в пальцах левой руки.
- Играть на гитаре проще парням, чем девушкам, желающим иметь шикарный маникюр. Ногти приходится срезать совсем, иначе остаётся угроза, что струна прорежет ноготь. Ощущение не из приятных. Тут уж не красота, а искусство требует конкретных жертв.
- Для девушек, желающих играть классическую музыку и выглядеть соответственно, придётся отдать предпочтение длинным (в пол) юбкам, потому как посадка гитариста довольно специфична. Если ею пренебрегать, то пострадает осанка. Между рваным джинсовым стилем в одежде и образом богомолицы (в данном случае) стоит классический брючный костюм. Если юная леди предпочитает носить юбки с подолом выше колена, то «девушкой с гитарой» её не быть.
- Ежедневные занятия с множеством повторений, не получающихся с первого раза мест в произведении, до нервного срыва могут довести кого угодно, как родственников, так и соседей. Отсутствие уединённого уголка с хорошей звукоизоляцией может стать серьёзным препятствием на пути к будущему успеху на поприще исполнителя.
- Выбрав в качестве альтернативного инструмента электрогитару, избавить от её звуков окружающих, удастся при помощи вывода звука на наушники. Но, в этом случае остаётся открытым вопрос о выделении для музицирования отдельной комнаты, ведь к электрогитаре потребуются: сабвуфер – акустическая система, «примочки». С ростом мастерства, аппаратура будет множиться в геометрической прогрессии.
Учиться играть на гитаре, чтобы стать исполнителем уровня «шестиструнного самурая» – Кадзухито Ямашита или самого быстрого гитариста – Виктора Зинчука, сложно, но нет предела самосовершенствованию. Слух, чувство ритма, техника – всё это можно развивать, если к этому нет медицинских противопоказаний. Хотя феномен Бетховена это опровергает, он при своей полной глухоте не только играл музыку, но и писал её.
Советы для желающего научиться играть на гитаре
Мозг более восприимчив к получению новых знаний и навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а как сказано выше, детям до 10 лет учиться играть на гитаре крайне затруднительно. Чтобы не упустить возможность получения знаний по музыке в изучении нот, длительностей, развить слух и чувство ритма, лучше начать обучение с фортепиано, под руководством педагога музыкальной школы.
Знания, полученные о строении диатонического и хроматического ладов, чередовании чёрных и белых клавиш на фортепиано, значительно помогут человеку освоить любой струнный инструмент, среди которых для воспроизведения классической музыки гитара кажется наиболее сложной, если не учитывать инструменты, не имеющие ладов, разделённых порожками.
Те, кто начинает изучение гитары в позднем возрасте, по аппликатурным табличкам, зачастую не учат нотную грамоту, им достаточно бренчать песенки, освоив бой «восьмёрка» или снимать мелодию с рук исполнителя по видеозаписи или подбирать мелодию методом «научного тыка», что долго и не всегда эффективно. Некоторые и при таком подходе достигают неплохих результатов, осваивая гитарное и балалаечное пиццикато, срывы, глиссандо и другие приёмы звукоизвлечения.