После покупки нового аккумулятора, почти всегда возникает вопрос: а стоит ли его заряжать? На него однозначного ответа не существует. Всё решают несколько факторов, такие как время доставки, качество ухода за батареей и другие. Ниже мы подробнее рассмотрим данный вопрос.
Часто автомобилисты даже не думают о том, что новому аккумулятору может потребоваться подзарядка. Они верят продавцам и производителем, которые хором утверждают, что модель была полностью заряжена на предприятии. Никто даже не подозревает о том, сколько времени после подзарядки АКБ лежит на складе и на полках магазина. За это время часть ёмкости просто на просто разряжается. Имейте в виду, что, чем больше времени прошло с изготовления до покупки, тем больше он разряжен. При покупке проверьте маркировку, не рекомендуется брать АКБ, у которых с момента выпуска прошло более полугода. В любом случае, вы можете самостоятельно определить уровень заряда с помощью мультиметра.
Осмотр аккумулятора перед покупкой
Проверьте, нет на нём каких-либо трещин, вмятин, не протекает ли электролит. Обязательно наличие защиты на токоотводах батареи (колпачки или крышки). Если вдруг таковых нет –посмотрите их наличие на других таких же аккумуляторах. Отсутствие защиты указывает на то, что аккумулятор несвежий или уже был использован.
На новом аккумуляторе токоотводы обязательно должны иметь гладкую поверхность, не должно быть никаких царапин. Если чувствуются неровности, то отвод был обжат клеммой и, как правило, батарея уже была в эксплуатации.
Аккумуляторы, привезённые из-за границы, имеют свою официальную маркировку, поэтому перед тем, как идти в магазин, найдите и распечатайте маркировку конкретных моделей.
Есть и такие неприятные ситуации, допустим, вы выбрали новую батарею и пошли снимать свою с автомобиля. В это время хитрый ассистент проверяет выбранную вами модель, а она разряжена. Он может быстро поставить её на зарядку, на несколько минут, напряжение поднимется. Аккумулятор будет разряжен, но напряжение покажет близко к норме. После быстрой зарядки он просто находится в режиме «бодрости».
Типы АКБ
- Кислотные. В таких аккумуляторах электроды состоят из свинца и дополнительных примесей. Кислотные АКБ отличаются хорошей энергоёмкостью и за короткий отрезок времени вырабатывает ток большого значения.
- Щелочные. В них электроды уже никель-кадмиевые или никель-железные. Между пластинами заливается раствор калия. Сила тока в таких батареях меньше, поэтому их используют в основном в грузовых машинах.
- Гелиевые. Такие АКБ появились относительно недавно. Электролиты представляют собой желеобразное состояние, поэтому составляют альтернативу кислотным батареям.
- Литий- ионные. Используются не как самостоятельные, а как дополнительные блоки питания.
Также АКБ бывают обслуживаемыми или необслуживаемыми. К первому типу относятся все кислотные батареи. Обслуживаемые они, потому что в процессе химической реакции часть воды, содержащейся в растворе, испаряется. Поэтому для того чтобы электролит не выходил из строя иногда необходимо доливать воду.
Когда нужно заряжать новый АКБ
- При установке нового АКБ запуск двигателя, в случае пониженного напряжения, будет долгим. В этом случае, сразу проверьте заряд, иначе нагрузки на аккумулятор могут вызвать оплавление пластин.
- Если двигатель не запускается.
- Если срок хранения на складе более полугода.
Если вы всё-таки поняли, что зарядка обязательна, то нужно делать её правильно:
- Обычно она выполняется, как и любая другая зарядка батареи, только показатели тока и уровень напряжения необходимо выставить меньше, также само время заряда должно быть меньше обычного.
- Показатель тока должен составлять 10 процентов от ёмкости.
- При достижении напряжения в 14,4 В, снижайте ток в два раза.
- Не забывайте постоянно следить за напряжением.
- Для полной зарядки нового АКБ может потребоваться до 14 часов.
Индикатор заряженности батареи
Индикатор – не просто стеклянная лампочка. Это небольшое устройство, которое состоит из стеклянной трубки и нескольких цветных шариков. В зависимости от уровня и плотности электролита всплывает тот или иной шарик и в глазок виден разный цвет.
Не стоит сильно надеяться на эту систему, потому что аккумуляторная батарея состоит из шести банок, а индикатор установлен только в одной, средней. И если в какой-либо из остальных банок уровень или плотность электролита по какой-либо причине не будет соответствовать норме, индикатор этого не покажет.
Контрольно-тренировочный цикл
Если вы хотите, чтобы покупаемая вами батарея была долговечной, то перед использованием необходимо пройти контрольно-тренировочный цикл, в целом, речь идет о режиме заряд-разряд. Эта технология представляет собой возможность «потренироваться» устройству, благодаря чему оно сможет сохранить максимальную емкость. Но не надо забывать, что контрольно-тренировочный цикл полезен не для всех типов аккумуляторов. В основном, речь о кальциевых батареях —им не только не нужна тренировка, но они также не должны сильно разряжаться, поэтому в полностью разряженном состоянии их лучше не приобретать. Для проведения КТЦ вам понадобится многофункциональное ЗУ, которое сможет разрядить батарею.
КТЦ производится таким образом:
- Во-первых, необходимо проверить плотность жидкости, после проверки прибор надо полностью зарядить.
- Во-вторых, используя ЗУ, батарею нужно максимально разрядить — эта процедура проводится на протяжении десяти часов, для ее проведения на ЗУ нужно выставить ток, составляющий 9% от общей емкости прибора. И дожидаемся, пока уровень напряжения не снизится до 10.3 вольт.
- Наконец, когда разряд завершен, девайс нужно в тот же момент ставить на зарядку. Не забывайте, что ток должен быть не более 10% от общей емкости прибора. По мнению специалистов, такая процедура должна проходить 10 часов, после этого ток нужно снизить наполовину и заряжать прибор еще около 12 часов.
Таким образом, если вы будете следить за всеми критериями, ваш АКБ прослужит долгое время.