Тестирование как форма аттестации учителя: плюсы и минусы

Тестирование как форма аттестации учителя: плюсы и минусы

Все работники сферы образования раз в 3 года могут либо подтвердить наличие достаточного уровня мастерства для занимаемой должности, или же получить повышение квалификации. В системе образования процедура аттестации введена для дифференцированной оценки труда педагога и оплаты его труда, стимулирования профессиональной активности.

Аттестация педагогических работников проводится на основании личного заявления человека. В ходе аттестации экспертной группой анализируются профессиональные достижения заявителя. Оценка эффективности труда специалиста проходит в 2 этапа:

  1. Оценка деятельности учителя во время проведения урока.
  2. Диагностика обученности и воспитанности учащихся.

Как правило, определяющими критериями для вынесения решения экспертной группы об уровне квалификации специалиста является эффективность его образовательной и воспитательной деятельности с учащимися.

Экспертиза результатов труда работников образования может проходить в разных формах. Это может быть:

  1. Сдача экзамена или собеседование.
  2. Предоставление личного портфолио и письменного самоанализа аттестуемого экспертной группе.
  3. Участие в профессиональных конкурсах регионального и всероссийского уровней.
  4. Разработка, апробация и защита педагогом авторской программы, проекта или методики обучения и воспитания.
  5. Проведение мастер-класса, деловой игры, учебной дискуссии или круглого стола.
  6. Выступление на научно-практической конференции с обобщением своего педагогического опыта и презентацией его результатов.
  7. Тестирование.

Тестирование учителей

Аттестация педагогов с использованием тестирования

Тестовая форма оценки педагогического мастерства заключается в заполнении человеком электронного варианта методики, содержащей вопросы с вариантами ответов. Так как экспертиза проводится с использованием компьютера, оценка результатов и составление заключения проходит очень быстро. В педагогической практике метод тестов часто применяется для оценки знаний, умений и навыков. Так можно выявить степень выраженности профессионально значимых личностных качеств специалиста.

Плюсы аттестации учителей с использованием тестирования

Главными преимуществами тестовой формы оценки эффективности труда специалистов являются:

  • Возможность оценки качества прохождения педагогом курсовой подготовки и переподготовки. Как правило, на курсах повышения квалификации тестирование используется в качестве формы контроля усвоения полученной информации. Свидетельство или сертификат о прохождении курсовой подготовки выдается педагогу только после прохождения им итогового теста.
  • Простота и доступность метода. Автоматизированность процедуры позволяет педагогу пройти аттестацию, не выходя за пределы образовательной организации, в которой он работает.
  • Комфортность процедуры экспертизы для учителя. Отвечая на вопросы за компьютером, педагог меньше волнуется, чем при таких формах, как собеседование или участие в конкурсе.
  • Быстрый результат. Обработка результатов осуществляется самой компьютерной системой, что значительно сокращает процедуру формирования экспертного заключения.
  • Возможность оперативного выявления тех теоретических блоков, знаний по которым недостаточно. Результат тестирования поможет педагогу выявить темы, над которыми следует поработать.
  • Массовость и общедоступность. В центр обработки тестов могут поступать каждый день по несколько десятков заполненных анкет, что позволяет оперативно присваивать педагогам из разных городов квалификацию.
  • Объективность оценки. Это самая объективная форма аттестации. За правильные ответы на задания теста любой педагог получает равное количество баллов.

Так, тестирование как форма аттестации педагогических кадров имеет несомненные преимущества. Однако, если бы у этой формы не было недостатков, то другие способы оценки труда учителей не использовались.

Учителя проходят тест

Минусы аттестации учителей с использованием тестирования

Метод имеет следующие недостатки:

  • Нет возможности оценки глубины знаний специалиста. Эта форма позволяет оценить поверхностные знания. Вопросы с вариантами ответов не позволяют оценить умение человека рассуждать и излагать собственные мысли.
  • Велика вероятность угадывания правильного ответа. При обработке теста компьютер не может сказать, действительно ли респондент знал ответ на вопрос, или же выбрал один из предложенных вариантов наугад.
  • Ограниченная достоверность результатов. Во время прохождения тестирования, педагог находится один на один с компьютером. Это означает, что, отвечая на вопрос, он может воспользоваться справочными материалами, найти ответ в интернете.
  • Можно оценить только теоретическую подготовку специалиста. Метод тестов не предназначен для оценки практических навыков специалиста.
  • Отсутствие возможности внести свой вариант ответа или прокомментировать свой выбор. Процедура тестирования предполагает только выбор одного из предложенных вариантов при ответе на вопрос, а иногда для уверенности в правильности понимания вопроса, хочется переформулировать вариант ответа, сделать акценты на существенных деталях.
  • Риск ошибки в результате невнимательности или сбоя в работе компьютера. Случается, что тот или иной ответ выбираются педагогом случайно в результате неловкого нажатия клавиши мышки или ее западания. Также случается, что от волнения человек нажимает клавишу мышки дважды, а это приводит к пропуску заданий. Возможность вернуться к предыдущему заданию есть далеко не всегда. Задания без ответа расцениваются программой как ошибочный ответ.
  • Отсутствие возможности у педагога проявить креативность. Творческие и исследовательские способности человека не могут быть оценены посредством тестов.

Выводы

Так, работа в сфере образования имеет свои особенности. Одной из них является процедура оценки эффективности работы педагога. Повышать свой разряд или нет, каждый педагог решает сам. От разряда и педагогической категории зависит размер заработной платы.

На сегодняшний день проблема аттестации педагогических работников представляет проблему достоверности оценки их педагогического мастерства. Многие из форм аттестации необъективны. Так, учителям-стажистам комиссия может присудить больше баллов, преклоняясь перед возрастом или харизмой. Тестирование как форма аттестации более объективная процедура, которая дает возможность получить одинаково высокие результаты как учителям со стажем, так и молодым преподавателям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *