Первый электрический трамвай в России выехал на рельсы в 1895 году. С этого времени сменилось много поколений водителей, но профессия все так же остается востребованной, ведь трамваи позволяют быстро и дешево передвигаться по городу. Она относится к типу профессий «человек-техника», но при этом водитель не страдает от нехватки общения и постоянно контактирует с пассажирами, коллегами.
Что нужно, чтобы стать водителем трамвая?
Будущие водители трамвая обучаются в Учебных Комбинатах. Вместе с ними готовят водителей другого наземного транспорта. Обучение проводится в течение 6 месяцев. Ученик проходит экзамен, чтобы получить нужную категорию прав.
Следующий этап — поездки с наставником, без пассажиров. На это уходит 15 часов. После этого водитель трамвая получает право возить пассажиров, пока что под контролем наставника: так продолжается следующие 205 часов. Обучение бесплатное. Его достаточно, чтобы стать водителем трамвая.
К вождению этого транспорта допускают с 21 года вне зависимости от пола. Медицинских противопоказаний мало: профессия недоступна людям с амнезией, деменцией, слепотой, эпилепсией, депрессией и некоторыми другими заболеваниями.
Каковы условия работы?
Водители трамвая работают 5 или 6 дней в неделю. При пятидневном графике смена длится 8 часов, а при шестидневном – 7. За смену работающий отдыхает от 30 минут до 2 часов. Время начала смены и ее конца зависит от режима городского транспорта в городе.
За первый год водитель должен выучить все маршруты в депо и уметь работать на них всех, научиться самостоятельно устранять мелкие поломки.
Перед каждой поездкой водитель проходит медосмотр. Обязательно проверяют на употребление спиртных напитков.
Какие обязанности у водителей трамвая?
Водитель обязан:
- Прибывать на работу в положенное время со всеми документами.
- Проходить медосмотр.
- Следить за исправностью состава.
- Не отклоняться от установленного маршрута.
- Обеспечивать пассажирам безопасность.
- Отчитываться обо всех инцидентах.
- Поддерживать радиосвязь с диспетчерской.
- Осуществлять посадку и высадку пассажиров на остановках.
- Следовать расписанию.
- Вежливо общаться с пассажирами.
Преимущества профессии
- Относительно хорошая зарплата (25 000-80 000 рублей). По сравнению со многими другими специальностями, у водителя трамвая достойная зарплата.
- Постепенное повышение заработной платы. Зарплата зависит от региона и от опыта водителя. Чем город больше, тем длиннее и разнообразнее маршруты и тем сложнее работать. Зарплата постепенно повышается в зависимости от разряда (всего их пять). Также водитель может стать начальником маршрута.
- Стандартный льготный пакет и полный социальный пакет. Приятный бонус — льготный пакет и полный социальный пакет. Оплачивается обучение на водителя, переаттестации и повышении квалификации. Водители получают бесплатное питание, восстанавливаются на базах отдыха и в санаториях. Оплачиваемый отпуск чуть больше, чем у остальных — 42 дня. Кроме того, водители бесплатно ездят на любом общественном транспорте.
- Стабильность. Работа водителем трамвая предсказуемая: число маршрутов ограничено, обязанности четко определены.
- Удовольствие от управления трамваем. Привлекает возможность управлять огромной машиной с пассажирами с помощью отточенных движений: плавно останавливаться, поворачивать транспорт, который весит 20 тонн. К трамваям встречается особое отношение: им дают имена, ласковые прозвища. Каждый из них — особенный.
- Общение с людьми. Водитель трамвая взаимодействует не только с техникой, но и с людьми, поэтому он не замыкается в себе, остается открытым миру.
- Участие в чужой жизни. Каждый день он становится свидетелем забавных разговоров, разыгрывающихся комедий, драм и трагедий. Иногда становится свидетелем предложений и даже родов.
- Дружный коллектив. На работе водители встречаются с коллегами со схожими взглядами, ценностями. Поэтому дружеская помощь в починке состава или выход на работу вместо коллеги — обычное дело. Часто среди коллег находят друзей, с которыми вмести проводят выходные, ездят на отдых. Среди водителей СТТС популярна как фотобаза: коллеги фотографируют друг друга, знакомятся и общаются.
- Романтика профессии. В профессии водителя трамвая много романтики. Водители рано встают и видят рассветы, пустые улицы. Они получают эстетическое удовольствие от старых трамваев, замечают атмосферу разных маршрутов. Трамваи — герои стихотворений, мультфильмов. Он часто случайно попадает в кадры фильма или становится съемочной площадкой. Проводятся парады трамваев. Иногда устраивают развлекательные программы.
- Ощущение полезности. Водитель трамвая чувствует, что его работа приносит пользу. Он видит, как люди радуются, видя приближение транспорта, слышит их благодарность. У него нет сомнений по поводу того, хорошим ли делом они занимаются.
Недостатки профессии
- Мало возможностей для карьерного роста. Водитель трамвая может повышать разряд, но не поднимается вверх по карьерной лестнице.
- Штрафы, наказания. За опоздание и любое другое дисциплинарное нарушение могут наказать, лишить премии, оштрафовать или уволить. Мелкие недочеты в работе неизбежны, потому штрафы — не редкость. Сотрудника могут отправить чистить ремонтные канавы и в этом чувствуется желание унизить.
- Неудобный график. У водителей трамвая бывают утренние и вечерние смены. Обычно они чередуются каждую неделю, поэтому приходится перестраиваться с одного времени сна на другой. Утренняя смена заставляет вставать водителей в 4, а иногда и в 3 утра, потому спать по 8 часов в день и высыпаться с такой работой невозможно. Кроме того, водители работают по выходным и праздникам.
- Опасность ДТП. Работает водитель с пониманием постоянной опасности ДТП. Он ответственен за жизнь пассажиров. Часто под рельсы бросаются автомобилисты или прохожие: быстро остановить трамвай невозможно и рискованно, поэтому водитель не чувствует себя в безопасности, не расслабляется и не отвлекается.
- Частые поломки. Водителям иногда приходится ездить на старых моделях, которые ломаются довольно часто. Мелкие поломки устраняет водитель: из-за этого опрятная одежда быстро превращается в грязную, руки до конца смены — в машинном масле. Результат поломок – недобор по количеству часов, который заставляет выходить в чужие смены или вместо запланированного отпуска, выходного.
- Недобор плана. Происходит из-за частых поломок и вынуждает работать в выходные.
- Ссоры и скандалы с пассажирами. Водитель решает проблемы не только с техникой: ему приходится успокаивать недовольных пассажиров, следить за соблюдением приличий в вагоне, решать конфликты. Грубость и вспыльчивость пассажиров — не редкость;
- Психическая нагрузка. Все перечисленное приводит к тому, что работники устают, чувствуют себя выжатыми.
- Малоподвижность работы. Водители устают и физически: сложно большую часть времени сидеть в одном положении. Нагружаются одни и те же мышцы, а устает все тело. На здоровье это сказывается отрицательно: рано появляются проблемы с сердцем, развивается сколиоз.
- Зарплата устроит не каждого. Если многих людей из старшего поколения, у кого нет ипотек и серьезных обременений зарплата может вполне устраивать, то некоторым молодым людям, особенно у кого нет своего жилья или есть дети она может показаться недостаточной.
Кому подойдет профессия?
Профессия идеальна для любителей техники, вождения. Подойдет тем, у кого хорошее зрение и слух, кто умеет ориентироваться во времени и пространстве, моментально принимать решения, брать ответственность за свои действия. Крепкое психическое и физическое здоровье — необходимое условие для выбора профессии.
Важно, чтобы человека устраивала сидячая работа и он мог долго сохранять внимание на дороге, не чувствуя при этом дискомфорта.
Водитель трамвая — неоднозначная профессия. Она подойдет не всем: ее недостатки часто перевешивают достоинства, потому к выбору лучше подойти осознанно.