До 70-х годов прошлого века у автомобилистов не было дискуссий о сезонности шин, в которые надо обувать машину. В теплое время года ставилась летняя резина, которая была жестче и хорошо держала дорогу, а с наступлением холодов – зимняя. Она была мягче, с более глубоким и рельефным протектором. Вела себя надежнее на снегу и льду.
Как они появились
В последнюю четверть столетия в этот устоявшийся порядок вмешались всесезонные шины. Их придумали и произвели в одной из ведущих американских шинных корпораций. Затем такая резина появилась в Германии. Начало серийного производства таких шин существенно повлияло на развитие автомобильной промышленности в США и других странах. Иногда появление таких шин по своей значимости сравнивают с началом компьютеризации. Наибольшей популярности они достигли в странах с умеренным климатом, мягкой зимой без жестких морозов.
Этому помогало то обстоятельство, что у многих производителей автомобили сходили с конвейера во всесезонных шинах. Причина тому проста – облегчить продажу машин в любое время года. Так поступают производители легких внедорожников. Шевроле-Нива, например, поступает в автосалоны на колесах, обутых в отечественную всесезонную резину. Многие счастливые обладатели таких джипов уверены, что всесезонка сразу обеспечит высокую проходимость машины в снегу и грязи. Сегодня производство таких автошин развивают многие изготовители автомобильной резины.
Что такое всесезонка
Прежде всего – это автомобильное резинотехническое изделие, которое может круглогодично эксплуатироваться в тех местах, где существуют устойчиво мягкие климатические условия. Их можно отличить по маркировке на боковине. Первым признаком являются англоязычные надписи, подтверждающие всесезонность: AS, Any Season, All Season, All Weather R+W (Road + Winter). Такие шины обеспечивают их приемлемое использование на холоде и летом. Разработчики старались за счет специального резинового состава придать им меньшую, чем у летной шины и большую, чем у зимней упругость. У нее ниже, чем у зимних протектор, множество ламелей и широкие водоотводные канавки.
У большинства моделей таких шин боковины скруглены как у летних. Условно всесезонные шины могут отличаться по рисунку протектора, который может больше походить на протектор летней или зимней резины. Считается, что от этого может зависеть их поведение на скользких и увлажненных участках дороги, возможность появления эффекта аквапланирования. Однако такая шина не может вести себя как летняя в жару и сильный мороз. Комфортнее всего в холодное время года ездить на такой резине при температуре около нулевой. Если она опускается ниже пяти градусов мороза, следует быть внимательнее.
Покрышка будет вести себя несравненно лучше летней. Однако заметно хуже зимней она себя ведет при попадании на лед. Теряется ее эластичность, сцепление с дорожным покрытием снижается, тяговое усилие уменьшается. Тесты показывают, что у всесезонной резины в сравнению с зимней минимум наполовину хуже сцепление с заснеженной и обледеневшей дорогой. Она не выдерживает конкуренции с зимней в проходимости на глубоком снеге. У нее хуже тормозные свойства, плавность хода и управляемость на зимней дороге. Следует заметить, что на полноприводных легковых автомобилях и легких внедорожниках это не так заметно.
При этом они вполне подходят для спокойной езды в умеренном климате. Важно приобрести всесезонку достойного качества и не бывшую в употреблении. Приобретать ее лучше осенью, чтобы обкатанные шины новыми вошли в зиму. Это поможет обеспечению безопасности в холодное время года и с наступлением весны.
Достоинства всесезонных шин
При нормальных условиях эксплуатации, включая климатические такие шины обладают такими преимуществами:
- Не нужно тратить время и деньги на сезонную замену резины, которую можно эксплуатировать и зимой и летом.
- Отпадает необходимость в приобретении двух комплектов шин, затратах и заботах об их хранении.
- Они дешевле зимней резины.
- Нет смысла для экономии времени при замене резины приобретать новый комплект колесных дисков.
- Они обеспечивают повышенную проходимость по грязи в сравнении с летними, при движении по склонам .
- С наступлением зимы она не твердеет как летняя, оставаясь достаточно эластичной до усиления морозов.
- Они обеспечивают устойчивое, без лишнего шума движение автомобиля на заснеженной дороге, при легком морозе и на летнем асфальте.
О минусах шин на все сезоны
К недостаткам всесезонных шин следует отнести:
- Эффективность их эксплуатации только в условиях мягкого климата, они не подходят для чрезмерно высоких или низких температур.
- Их шумность на летних шоссе выше, чем у летней резины, незначительно увеличивается расход горючего и уменьшается скорость.
- При снижении температуры воздуха до 7 градусов и холоднее, в снег и гололед ухудшается сцепление с дорожным покрытием.
- С сильно изношенными шинами на мокром или покрытом грязью асфальте существует опасность срыва в аквапланирование.
- Усиленный износ за счет круглогодичной эксплуатации, что требует более частой замены, чем односезонных шин.
- Неприемлемость для спортивного и агрессивного стиля вождения.
Стоит ли это делать
Останавливать свой выбор на всесезонной резине для круглогодичной эксплуатации имеет смысл при использовании машины в условиях мягкого климата, без больших холодов и снегопадов и длительной жары. Такой выбор для большинства российских регионов представляется сомнительным с точки зрения безопасности. Для молодых водителей лучше остановиться на варианте приобретения летнего и зимнего комплектов резины. Затраты оправдают себя уменьшением риска на дороге.