Гостиничный бизнес – это одно из перспективных и прибыльных направлений в экономике любой страны. Люди хотели, хотят и, будут хотеть отдыхать, независимо от финансовых возможностей и положения в обществе. Количество фирм и людей в этой сфере растет неуклонно год от года. Согласно проведенным исследованиям в России за последние 15 лет этот рост составил 30%. Гостиничный бизнес и туризм связаны очень тесно. С появлением новых видов туризма, с расширением географии путешествий увеличивается и число гостиниц, происходит их модернизация и адаптация к новым реалиям.
Жители городов и мегаполисов устают от суеты, проблем и сумасшедшего ритма жизни. У них появляется естественное желание куда-нибудь уехать, скрыться подальше от беготни и однообразия. Кто-то выбирает знаменитые курорты с дорогими гостиницами, а кто-то останавливается в небольших, атмосферных гостиных домах. И в этом есть своя прелесть. Эти мини-гостиницы предлагают постояльцам уютную домашнюю атмосферу с качественным сервисом и доступной ценой. Этого не могут себе позволить крупные отели из-за большого количества приезжающих. Дизайн и внутренний интерьер таких гостиных домов отличается яркой индивидуальностью и не похож на казенную обезличенную обстановку больших отелей. Поэтому все большее количество туристов и предпринимателей выбирают для проживания уютные, пропитанные домашним теплом номера в маленьких гостиницах.
Нередко люди начинают задумываться об открытии небольших гостиниц, но их останавливает возможные сложности и отсутствие опыта.
Почему стоит открыть гостевой дом?
Вот несколько плюсов этого бизнеса:
- В настоящее время спрос на такую форму проживания у туристов растет. Отдыхающих привлекает невысокая цена, доступный сервис, уютная обстановка. Увеличение спроса приводит к росту доходов.
- Сейчас клиент стал более требовательным к предоставленным ему услугам. Гостевые дома обладают небольшими размерами, им легче быть мобильными и иметь свой уникальный стиль. Это позволяет быстрее реагировать на изменяющиеся и возрастающие запросы и удовлетворять их.
- Малые гостиницы находят подход к каждому клиенту, так как создают атмосферу дома, что в свою очередь увеличивает поток отдыхающих. А это позволяет занять устойчивое положение на рынке туристических услуг.
- В гостевом доме может применяться более гибкая система скидок, чем в крупных отелях. Это снизит стоимость проживания для людей. Например, скидка за раннее бронирование, скидка постоянным клиентам, скидка на длительное проживание и т.д.
- Затраты на открытие такого дома могут быть не сильно великими. Например, если есть уже в собственности здание или если в гостевом доме будет 5-7 номеров.
- На гостевой дом не нужно получать лицензию.
- Этот вид услуг для туристов не требует сертификации, здесь не надо проходить процедуру получения «звездности», нет требований к количеству этажей и комнат.
- Также для этого вида бизнеса не прописаны нормы и требования СЭС. Хотя оповестить их об открытии все равно придется.
- Плюсом этого предприятия является выбор налогового режима с наименьшими издержками. Чаще всего предпочитают УСН или ЕНВД, где платежи составят небольшую сумму.
- Маленькие отели отличает высокая рентабельность 15-75% и небольшие сроки окупаемости.
Минусы
- Сезонность можно отнести к минусам гостиничного бизнеса. Но гостевые дома зависят от сезона меньше, чем крупные отели. Нивелировать разницу в количестве гостей в разные сезоны можно путем предоставления скидок, уменьшения затрат на зарплату, накладные расходы. Например, предоставлять банный халат, тапочки, фен и т.п. по требованию отдыхающего, что уменьшит количество стирок.
- В этой сфере достаточно высокая конкуренция. Если мини-гостиница будет выгодно отличаться на фоне своих конкурентов оригинальным дизайном, своеобразным стилем, то успех этому предприятию гарантирован. Гостиница может быть стилизована под какое-либо направление, например, стиль Прованс, а каждый номер будет различаться, и называться по цвету. Или интерьер номеров будет выдержан в разных направлениях в зависимости от этажа, например, 1 этаж – лофт, второй – хай-тек, третий – барокко.
- Это дело требует много сил и постоянного присутствия. Придется работать круглые сутки, не спать по ночам, встречать, провожать гостей. Улаживать форс-мажоры с постояльцами, переживать отключение воды, света.
- Надо быть все время в тренде. Так как все быстро меняется, каждый год появляется что-то новое и необходимо подстраиваться под современные требования.
- Так как объемы продаж небольшие, то возрастает доля переменных издержек. Цены на расходные материалы (бытовая химия, инвентарь) при маленьком объеме будут высокими. Для сокращения расходов можно объединиться с такими же гостиницами для закупок по оптовым ценам, для проведения совместных рекламных компаний, маркетинговых исследований.
- В этом бизнесе есть сложности с подбором персонала, так как он должен быть многопрофильным. В любой гостинице должен быть управляющий, администратор, горничные, бухгалтер, уборщик, водитель. Но содержать такой штат в гостевом доме невыгодно и нужно искать выход из положения, например, совмещение должностей или почасовая оплата работы.
Что приблизит к успеху?
Сделать маленькую гостиницу успешной нетрудно, если учитывать несколько моментов. Нужно выделить целевую аудиторию и хорошо изучить ее потребности, чтобы впоследствии полностью удовлетворять их. Использовать для рекламы все возможные источники: сайты бронирования, информационные справочники, социальные сети, контекстная реклама. Повышать лояльность гостей – скидки, подарки, возможность бронирования в любое время и любого номера. Оптимизировать расходы на зарплату при помощи аутсорсинга, почасовой оплаты, совмещения должностей.
Любой бизнес сопряжен с множеством проблем. Только грамотное управление, верный расчет и готовность к инновациям помогут не свернуть с намеченного пути и добиться желаемых результатов.
Гостевой дом может стать прибыльным делом, если туристам предоставят доступные цены, уютные номера, удобное расположение и благожелательное отношение персонала и хозяев. И тогда у людей останутся самые приятные впечатления от отдыха, они приедут сюда еще не один раз и, будут советовать его своим друзьям и знакомым.