Гостиничный бизнес и туризм на сегодняшний день развиты очень хорошо и продолжают развиваться дальше. В связи с этим, организации заинтересованы в поиске молодых специалистов, знающих основы гостиничного сервиса и туризма. Это очень спорная профессия, и статья поможет понять, стоит ли учиться на гостиничное дело.
Описание специальности
Специалист по направлению “Гостиничное дело” работает, в первую очередь, в сфере гостиничного бизнеса, но может заниматься ресторанной деятельностью или туризмом. Чаще всего в колледжах и ВУЗах обучают по специальности “Туризм и гостиничный сервис”, и выпускник получает квалификацию “Менеджер по туризму и гостиничному сервису”. Он может самостоятельно выбирать вид деятельности, которой хочет заниматься.
Специалист занимается организационной, управленческой, производственно-технической деятельностью. Выпускник специальностей “Гостиничное дело”, “Гостиничный сервис” или “Туризм и гостиничный сервис” может работать в отелях и гостиницах, ресторанах, курортных комплексах, туристических агенствах.
Во время учёбы будущие менеджеры изучают основы сервиса и этикета, менеджмент, организацию и управление гостиничным бизнесом, бизнес-планирование, гостиничную анимацию и другие интересные дисциплины, необходимые для дальнейшей работы.
Плюсы
- Интересные дисциплины. Во время учёбы студенты изучают полезные и интересные гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Данную специальность стоит выбрать тем, кто не очень хорошо разбирается в математике, физике и других технических науках.
- Умение общаться. Умение строить диалог — важное качество для любого менеджера, в том числе гостиничного. Специалист должен уметь правильно и, самое главное, вежливо разговаривать с гостем и быть способным решить его проблемы. В ВУЗах и колледжах будущих менеджеров учат правильному общению, а также психологии, чтобы они сумели сразу разобраться в человеке и подстроиться под его настроение и характер.
- Важные жизненные качества. Изученные в процессе учёбы дисциплины и науки, а также приобретённые качества пригодятся в любой сфере, не только в гостиничной. Поэтому, даже если выпускник не будет работать по специальности, он всегда сумеет найти работу в другой, либо похожей сфере, и даже создать свой бизнес.
- Умение составлять бизнес-планы и открывать новые гостиницы. Выпускники данной специальности не обязательно работают администраторами на ресепшене или в качестве другого обслуживающего персонала. Они также могут разработать проект собственной гостиницы или отеля и создать свой бизнес.
- Хорошая заработная плата. Но даже обслуживающий персонал в отелях, особенно крупных и имеющих категорию выше 3 звёзд, хорошо зарабатывает. Средняя зарплата администратора отеля составляет 30.000 рублей.
- Имеются перспективы карьерного роста. Через несколько лет работы обычным администратором можно стать управляющим отеля, заработная плата которого в несколько раз выше. В гостиничном бизнесе даже горничные и официанты способны “вырасти” в карьере.
Минусы
- Нервная и напряжённая работа. Отельным администратором не всегда удаётся спокойно стоять за стойкой, улыбаться и разговаривать с гостями. Иногда встречаются очень нервные постояльцы, которых постоянно что-то не устраивает, и приходится решать их проблемы.
- Ненормированный рабочий день. Обычно отельный персонал работает посменно: 2/2 (смена в день/ смена в ночь и 2 выходных). Не каждому удастся подстроиться под такой график, кроме этого — это очень изматывает. Но всегда есть возможность подмениться.
- Приходится много времени проводить на ногах. При общении с гостем отеля администратор должен стоять, согласно правилам этикета. Все отельные работники: управляющий, администратор, горничные, швейцары и т.д., очень много времени проводят на ногах, так как им постоянно нужно обслуживать гостей.
- Сложно поступить в ВУЗ на бюджет. В ВУЗах очень мало бюджетных мест по данной специальности, и чаще всего студенты учатся платно. Чтобы поступить по бюджетной основе, необходимо набрать выше 250 баллов ЕГЭ. Зато есть альтернатива — в колледжах намного больше бесплатных мест, и поступить туда легче.
- Можно устроиться без образования. На сегодняшний день многие отели, туристические агенства и другие похожие организации берут специалистов без образования — их обучают прямо во время работы. Поэтому необходимо подумать — а стоит ли тратить 4 года на обучение, если можно получить работу и без него?
Советы
И всё-таки у специалистов, имеющих образование по специальности “Гостиничный сервис” больше шансов получить работу, чем у тех, у кого его нет.
На базе 9 классов можно поступить только в колледж, срок обучения составляет 3 года. Для поступления в колледж необходим только аттестат, так как рейтинг абитуриентов формируется по среднему баллу аттестата.
После 11 класса можно тоже поступить в колледж (по среднему баллу аттестата), но срок обучения будет не 3, а 2 года. Также, абитуриенты, сдавшие ЕГЭ по необходимым предметам, могут подать заявление в 5 ВУЗов. Для поступления необходимы следующие предметы:
- Русский язык.
- Базовая математика.
- Профильная математика.
- Обществознание.
- История.
- География.
Каждое учебное заведение составляет свои требования и необходимые предметы для поступления. Поэтому нужно заранее ознакомиться с требованиями каждого ВУЗа, куда планируется поступать. Срок обучения в университете составляет 4 года.
Каждый сам для себя решает, поступать на данную специальность или нет. С одной стороны, она интересная и нескучная, во время учёбы можно получить массу полезных знаний, которые пригодятся в жизни. С другой стороны — если гостиницы берут людей без опыта работы и образования, зачем тратить время на учёбу? Но если хочется в будущем открыть собственный отель, то образование в данной сфере очень поможет сделать это.