Мангеймская система обучения – это система, появившаяся как альтернатива классно-урочной. Создатели ее считали, что она более практична в плане подачи материала детям в зависимости от их способностей. Можно сказать, что она является предком дифференцированного подхода в обучении.
Немного о системе обучения
Мангеймская система обучения зародилась благодаря своему автору Й. Зиккингеру в Германии, в конце XIX века. Своё название она получила благодаря городу Мангейму, в котором впервые была опробована.
Система предполагала разделение обучающихся детей не только по возрасту и уровню обучения, но и по их способностям. Так, получилось 4 вида классов:
- Для учащихся со средними способностями.
- Для одаренных детей, готовых работать по программе повышенной сложности. Их еще называли классами иностранных языков, и они имели возможность учиться дальше после окончания школы.
- Для учеников с низким уровнем способностей.
- Для детей с умственной отсталостью.
В остальном, система образования не отличалась от классно-урочной: постоянный состав класса, уроки 45 минут, главенствующая роль учителя. Сегодня Мангеймская система не распространена, она утратила свою популярность в связи с недостаточной состоятельностью.
Плюсы Мангеймской системы обучения
- Повышение эффективности обучения. Разделив детей по способностям, система позволяла учителям работать более эффективно: в классах уровень способностей детей был на среднем уровне: никого не приходилось ждать и дополнительно объяснять, никто не опережал других и не требовал более сложных заданий. В результате учитель мог спланировать свою работу, при этом, не отвлекаясь на слишком отстающих и опережающих детей.
- Меньше социальных расслоений в классах. Когда в коллективе все дети одарённые, или все – с низким уровнем развития способностей, у них меньше поводов для сравнений и травли. Тем не менее, в любом классе может найтись объект для насмешек, если учитель не наведёт в коллективе порядок.
- Облегчение работы учителя. В наше время, при такой системе ему не пришлось бы составлять индивидуальные образовательные маршруты для тех, кто более или менее способен, чем другие. Он мог бы лишь составить программу для детей с конкретными способностями: сильными, слабыми или средними.
- У одарённых детей не было возможности и желания полениться: им было интересно, задания постоянно усложнялись, а риск оказаться в классе более слабых детей не давал расслабиться
- Самооценка более слабых детей страдала не так, как если бы они учились с одарёнными. Вокруг – такие же дети, которые справляются с программой практически так же, как и другие.
Минусы мангеймской системы обучения
- Дифференциация по способностям производилась, а учебный процесс под них не подстраивался. Возможно, одаренные дети могли бы работать немного больше, чем 45 минут, при этом – в зависимости от своих интересов и направленности, чтобы более успешно развиваться. В классах с умственно-отсталыми детьми, возможно, стоило сделать уроки короче, а в перемены включить больше игр и физических разрядок.
- Неточность диагностики. На тот момент не был достоверных психометрических методик, которые могли бы выявить реальный уровень интеллекта у обучающихся. Заключения делались на основании наблюдений учителей и экзаменов, поэтому могли быть ошибочными. В результате каждый ученик рисковал оказаться в «не своем» классе.
- «Слабые» дети не видят перед собой примеров для подражания, не представляют, куда они могут стремиться, а также лишены возможности обратиться за помощью к более сильным товарищам.
- Сложно попасть в другой класс. За детьми с более низкими способностями быстро закреплялся стереотип о том, что они не могут учиться лучше, чем сейчас. Кроме того, они сами быстро начинали в это верить, и не стремились попасть в класс выше, хотя, возможно, могли бы. Также слабые ученики не имели возможности развиваться выше, так как получали задания только своего уровня, не выше. Если же учащийся всё же перешел из класса в класс, то у него высокий риск стать изгоем или даже объектом насмешек, независимо от того, в более сильный класс он перешел, или в более слабый.
- Если перенести систему на сегодняшний день, то маленькие школы не могли бы позволить себе обучать столько параллелей классов. Кроме того, дефицит педагогов в стране заставляет образовательные организации скорее сливать малокомплектные классы, чем дифференцировать каждую параллель на 4 группы.
- Дискриминация детей с низкими и очень низкими способностями. Учащиеся из более успешных классов могут начать обижать тех, кто родился не со столь высоким интеллектом. С другой стороны, возможно, высокий уровень интеллекта не позволит учащемуся травить тех, кто в чем-то слабее его.
- Возможные споры между учителями о том, кто и какой класс будет вести. Хорошо, когда каждый учитель готов работать с любыми детьми, но такое случается нечасто. Иногда, даже если получается договориться, отношения в педагогическом коллективе всё равно могут испортиться.
- В равных по способностям классах устанавливается иерархия, позволяющая выстраивать наиболее конструктивное общение между детьми: определяются лидеры, организаторы разных видов деятельности, дети учатся сотрудничать и общаться в деловом контексте. Понятно, что в одарённых классах эта иерархия выстраивается более чётко, но и в классах слабых учеников, под руководством учителя, можно это организовать, хоть и на более низком уровне.
Итог
Мангеймская система – не достаточно продумана и проработана, но она одна из первых показала педагогической науке, что невозможно учить всех детей одинаково. Делить детей на классы в зависимости от умственных способностей – очень хорошая мысль, но делать это нужно правильно: с помощью комплекса стандартизированных методик и анализа других условий. Главное ее достоинство – повышение эффективности обучения в связи с отсутствием разных по уровню умственных способностей детей в рамках одного класса.